Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Пояснительная записка

Изучение основ робототехники очень перспективно и важно именно сейчас. Это обусловлено двумя мощными факторами.

Во-первых, по данным Международной федерации робототехники, к 2008 году в мире уже функционировало около 9 млн. механизмов на основе искусственного интеллекта, а к 2025 году оборот робототехнической отрасли составит более 66 млрд. долларов. В новостях нас практически ежедневно знакомят с различными роботизированными устройствами в домашнем секторе, в медицине, в общественном секторе и на производстве.

Робототехника – это сегодняшние и будущие инвестиции и, как следствие, новые рабочие места.

Во-вторых, в последнее время руководство страны четко сформулировало первоочередной социальный заказ в сфере образования в целом: стране не хватает инженеров. Необходимо активно начинать популяризацию профессии инженера уже в средней школе. Детям нужны образцы для подражания в области инженерной  деятельности, чтобы пробудить в них интерес и позволить ощутить волшебство в работе инженера, а робототехника является популярным и эффективным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования и математики. Это естественно, молодое поколение упорно тянет к компьютеру, не столько как к средству развлечений, но и уже как средству профессиональной работы. Для решения поставленной социальной  задачи в рамках средней школы необходим «комбинированный» вариант обучения, в котором виртуальная реальность и действительность будут тесно переплетены. Создавая и программируя различные управляемые устройства, ученики получают знания о техниках, которые используются в настоящем мире науки, конструирования и дизайна. Они разрабатывают, строят и программируют полностью функциональные модели, учатся вести себя как молодые ученые, проводя простые исследования, просчитывая и изменяя поведение, записывая и представляя свои результаты. Общепризнанно, что ученик должен быть активным участником учебного процесса. Это становится возможным, если создана учебная среда, побуждающая ученика взаимодействовать и общаться в ходе решения различных задач с учителем, изучаемым материалом и другими учениками. Обучающий комплекс по робототехнике позволяет сделать это.

Безнадежные троечники и двоечники зачастую искусно управляются с любой домашней механикой и электроникой в тех случаях, где интересная для ребенка задача решается путем взаимодействия с вещественными телами или зрительными образами. Причина в том, что такие дети испытывают трудности при необходимости мысленно оперировать с абстрактными понятиями и символами, доминирующими в содержании школьного обучения. Подход, основанный на применении обучающего комплекса по робототехнике, в большой степени снимает подобные противоречия и препятствия, вводя ряд соединительный звеньев и промежуточных стадий между формами символического и образного мышления. Это позволяет всем детям развивать индивидуальные навыки познавательной и творческой продуктивной деятельности.

С простого запоминания фактов и правил и последующего исполнения рутинных инструкций акцент переносится на способность отыскивать факты, предполагать еще не имеющие прецедента возможности, понимать и изобретать правила, ставить перед собой разнообразные задачи, самостоятельно планировать и выстраивать исполнительные действия. На уровне общей идеи – это попытка создать целостную картину рукотворного мира от момента зарождения идеи, потребности человека в каких-то объектах – материальных, энергетических, информационных – до рождения ее на свет, т. е. знакомство с процессом проектирования на практике и в теории.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год обучения и может быть реализована в двух вариантах: 17 учебных часов или 34 учебных часа. Программа рассчитана для учащихся 7-8 классов.

В основу программы положено моделирование роботов, как прогрессивного, наглядного и одновременно практически полезного раздела – робототехники, вобравшего в себя ее передовые достижения. В программе освещены темы, интересные учащимся как теоретически, так и для самостоятельного конструирования и моделирования разнообразных роботов. Одновременно рассматриваются принципиальные теоретические положения, лежащие в основе работы ведущих групп робототехнических систем. Такой подход предполагает сознательное и творческое усвоение закономерностей робототехники, с возможностью, их реализации в быстро меняющихся условиях, а также в продуктивном использовании в практической и опытно-конструкторской деятельности.

В процессе теоретического обучения воспитанники знакомятся с назначением, структурой и устройством роботов, с технологическими основами сборки и монтажа, основами вычислительной техники, средствами отображения информации. Программа содержит сведения по истории современной электроники, информатики и робототехники, о ведущих ученых и инженерах в этой области и их открытиях с целью воспитания интереса учащихся к профессиональной деятельности, направлениям развития и перспективам робототехники.

Программа включает проведение практикума начинающего робототехника, включающего проведение лабораторно-практических, исследовательских работ и прикладного программирования. В ходе специальных заданий воспитанники приобретают обще-трудовые, специальные и профессиональные умения и навыки по сборке готовых роботов, их программированию, закрепляемые в процессе разработки проекта. Содержание практических работ и виды проектов могут уточняться, в зависимости от наклонностей учащихся, наличия материалов, средств и др.

Учебные занятия предусматривают особое внимание соблюдению учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, выполнению экологических требований.

Содержание программы реализуется во взаимосвязи с предметами школьного цикла. Теоретические и практические знания по робототехнике значительно углубят знания учащихся по ряду разделов физики (статика и динамика, электрика и электроника, оптика), черчению (включая основы технического дизайна), математике и информатике.

Курс «Робототехника» является базовым и не предполагает наличия у обучаемых навыков в области робототехники программирования.

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы в кабинете должно иметься следующее оборудование:

  • набор для изучения робототехники RotricsDexArm– 1 шт.;
  • персональныйкомпьютер(ноутбук)– 1шт.;
  • лазерныйпринтер – 1 шт.;
  • мультимедиапроектор – 1 шт.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ, С УЧЕТОМ КОТОРЫХ

СОСТАВЛЕНА ПРОГРАММА

  • Закон РФ «Обобразовании».
  • Послание президента РФ Федеральному Собранию РФ (2006 г.).
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Программа выявления и продвижения перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России».

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • Содействие процессу совершенствования системы профориентации и подготовки квалифицированных инженерно-технических кадров для высокотехнологичных и инновационных отраслей.
  • Внедрение в молодежную среду представлений об инженерно-техническом творчестве как о престижной сфере деятельности, способствующей эффективной реализации личностных жизненных стратегий.
  • Формирование устойчивого интереса молодежи к инженерно-техническому творчеству.
  • Формирование слоя молодых инноваторов – молодой технической элиты

ЗАДАЧИ              

  • Развивать творческие способности и логическое мышление детей.
  • Формирование творческой личности с установкой на активное самообразование.
  • Ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах общей кибернетики и роботостроения.
  • Формирование навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающих социальную адаптацию.
  • Приобретение навыков коллективного и конкурентного труда.
  • Организация разработок технико-технологических проектов.
  • Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании и т. д.).
  • Стимулировать смекалку детей, находчивость, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Личностные результаты

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного ис­пользования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человече­ского общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностного отношения друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

 

Метапредметные результаты

 

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических мо­делей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять ос­новное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с ис­пользованием различных источников и новых информационных технологий для ре­шения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли, способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать пра­во другого человека на иное мнение;
  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ро­лей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей по­знавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать ко­нечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определённой проблемы и существующих воз­можностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятель­ности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтерна­тивные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и позна­вательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познаватель­ной задачами и составлять алгоритм его(их) выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения  учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для вы­полнения учебной и познавательной задач;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ори­ентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновы­вая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследова­ния);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной за­дачи и находить средства для их устранения;
  •  описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определённого класса;
  •  планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять кон­троль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей­ствий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результа­тов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых ре­зультатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самокон­троль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик про­дукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характери­стиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать измене­ние характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоя­тельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возмож­ности её решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно опреде­лённым критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществле­ния осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить спосо­бы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или пара­метры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятель­ности;
  • демонстрировать приёмы регуляции психофизиологических/эмоциональных состо­яний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряжён­ности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта ак­тивизации (повышения психофизиологической реактивности).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД.

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, клас­сифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста­навливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключе­ние (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчинённых ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причи­ной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познаватель­ной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением фор­мы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать дан­ные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа её решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением су­щественных характеристик объекта для определения способа решения задачи в со­ответствии с ситуацией;
  •  преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих дан­ную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ра­нее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблем­ной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/ре­зультата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятель­ности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структу­рировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в по­знавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориента­ции.

Обучающийся сможет:

  • определять своё отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организ­мов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на дей­ствие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защи­те окружающей среды;
  • выражать своё отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективиза­ции результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи­телем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулиро­вать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определённую роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мне­ние (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнёра, которые способствовали или пре­пятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь вы­двигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом экви­валентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать оши­бочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

 

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставлен­ной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распре­делять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непонимани­ем/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей комму­никации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регу­ляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической кон­текстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной дея­тельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответ­ствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/ отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информацион­но-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач, с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для пере­дачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать мо­дель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инстру­ментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информаци­онных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание пи­сем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учётом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблю­дать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты

  • знать основные компоненты роботизированных программно-управляемых устройств;конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;компьютерную среду визуального программирования роботов;компьютерную среду визуального 3Dмоделирования RotricsDexArm;виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов и управляемых устройств;
  • уметь демонстрировать технические возможности роботов;
  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов);
  • создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
  • создавать программы на компьютере для различных роботизированных устройств, корректировать программы при необходимости;
  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в Интернете (изучать и обрабатывать информацию);
  • создавать действующие модели роботов на основе конструктора RotricsDexArm.

 

Тематическое поурочное планирование курса «Робототехника» (17 часов) 7-  8 класс

 

 

Тема урока

Содержание

КТП

 
 

1

Вводное занятие. Основы работы с NXT

Рассказ о развитии робототехники в мировом сообществе и в частности в России. Показ видео роликов о роботах и роботостроении. Правила техники безопасности.

Ноутбук, проектор

 

2

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.

Твой конструктор (состав, возможности) - Основные детали (название и назначение) - Датчики (назначение, единицы измерения) - Двигатели - Микрокомпьютер NXT- Аккумулятор (зарядка, использование) Названия и назначения деталей - Как правильно разложить детали в набора.

Ноутбук, проектор

 

3

Среда конструирования - знакомство с деталями конструктора.

Твой конструктор (состав, возможности) - Основные детали (название и назначение) - Датчики (назначение, единицы измерения) - Двигатели - Микрокомпьютер NXT- Аккумулятор (зарядка, использование) Названия и назначения деталей - Как правильно разложить детали в набора.

Ноутбук, проектор

 

4

ПрограммаRotrics studio

Знакомство с запуском программы, ее Интерфейсом. Команды, палитры инструментов. Подключение NXT.

Ноутбук, робот

 

5

Понятие команды, программа и программирование

Визуальные языки программирования. Разделы программы, уровни сложности. Знакомство с RCX.

Ноутбук, робот

 

6

Понятие команды, программа и программирование

Передача и запуск программы. Окно инструментов. Изображение команд в программе и на схеме

Ноутбук, робот

 

7

Дисплей. Использованиедисплея NXT.

Дисплей. Использование дисплея NXT. Создание точной гравировке на различном материале.

Модуль лазерная гравировка

 

9

Сборка простейшего робота, по инструкции.

- Сборка модели по технологическим картам. - Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT(программа из ТК + задания на понимание принципов создания программ)

Ноутбук, робот

 

10

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Модуль лазерная гравировка

 

11

Изучения модуля захвата и перемещения

Создание имитации настольной производственной линии позволяющая поднимать и опускать небольшие объекты.

Модуля захвата и перемещения

 

12

Изучение держателя пера

Художественный подход. Задание рисовать с помощью модуля выбранные рисунки

Модель держателя пера, ноутбук

 

13

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Модуль лазерная гравировка

 

14

Работа в Интернете.

Поиск информации о Rotrics, описаний моделей

Ноутбуки

 

15

Изучение модуля 3Dпечати

Что такое 3Dпринтер. Виды его работ. Основные его характеристики

Ноутбук, робот

 

16

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Самостоятельнаятворческаяработаучащихся

Модуль лазерная гравировка

 

17

Проект «Моя собственная уникальная работа»

Защита собственного проекта

Ноутбук, модули робота

 

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Как прожить до ста лет» предназначена для учащихся 9 классов, желающих углубить и расширить свои знания по курсам биологии, химии, медицины, физиологии, гигиены.

В состав клетки организма человека входят органические (белковые молекулы, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, витамины) и неорганические соединения (калий, кальций, углерод, фосфор, сера и др.).  Они играют очень важную роль в процессе развития и росте организма. Как не навредить себе диетами, насколько важно потребление белков, жиров и углеводов, минеральных веществ потребляемых с пищей молодым растущим организмом, обо всем этом расскажет элективный курс «Как прожить до ста лет».

Для прохождения данного курса будет внедрятся оборудование «Школьный кванториум», который позволит качественно изменить процесс обучения биологии. У учащихся появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах. На основе полученных экспериментальных данных обучаемые смогут самостоятельно делать выводы, обобщать результаты, выявлять закономерности, что способствует повышению мотивации обучения школьников. Разрастается поле взаимодействия ученика и учителя, которое распространяется за стены школы в реальный и виртуальный социум. Использование учебного оборудования становится средством обеспечения этого взаимодействия, тем более в условиях обучения предмету на углублённом уровне, предполагаемом профилизацией обучения.

Цель курсаформирование  представлений о таких профессиях как врач, повар, эколог, химик-лаборант через  интеграцию предметов, что позволит развить познавательный интерес учащихся не только к школьному предмету биологии, химии; но и медицине, биохимии.

Задачи:

1. Научить использовать знания по химии и биологии в повседневной жизни.

2. Ориентировать на выбор естественнонаучного профиля.

3. Формировать способность к самоопределению.

4. Развитие мышления, речи посредством выполнения творческих заданий и проектов.

5. Расширить кругозор учащихся о принципах здорового образа жизни.

Учащиеся в процессе изучения курса приобретут умения осознанно и правильно относиться к своему здоровью, получат знания о химическом составе пищи, основных принципах здорового питания, научатся ориентироваться в мире разнообразных продуктов питания, овладеют техникой проведения химического и биологического эксперимента.

Программа курса помимо традиционной формы проведения занятий предусматривает многообразие самостоятельных работ учащихся.

 

Программа обеспечивает достижение учениками личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

 постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

 учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;

 выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;

 учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;

 использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

• работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 

• преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации;

• самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Коммуникативные УУД:

• отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

• в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты обучения:

  • объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
  • объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
  • характеризовать показатели здоровья;называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье; влияние окружающей среды на здоровье человека;
  • знать химический состав потребляемой пищи;
  • объяснять влияние пищевых добавок на организм человека;
  • объяснять, что происходит в организме человека во время пассивной диеты;
  • выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
  • применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
  • называть симптомы некоторых распространенных болезней.

По окончании элективного курса учащиеся должны уметь:

  • Делать антропометрические замеры своего тела
  • Определять тип своего телосложения
  • Рассчитывать калорийность рациона питания
  • Ориентироваться в мире разнообразных продуктов питания

 

  • Проводить биологический и химический эксперимент
  • Осознанно и правильно относиться к своему здоровью.

 

Курс носит практико-ориентированный характер.При составлении программы использовалось методическое пособие «Электив 9: Физика. Химия. Биология.: Конструктор элективных курсов (Межпредметных и предметно- ориентированных): Для организации предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе. Авторы-составители: канд. с.-х. наук, доцент ТМЕНО ВОИПКиПРО С. В. Дендебер, канд. хим. наук, доцент ТМЕНО ВОИПКиПРОО.В.Ключникова, старший преподаватель кафедры ТМЕНО ВОИПКиПРОТ.В.Ивваникова, канд.техн.наук, доцент кафедры ТМЕНО ВОИПКиПРОИ.А.Пескова.

Программа курса  рассчитана на 17 часов.

Содержание курса

    Отбор содержания данного спецкурса по выбору строится с учетом общественного запроса учащихся, важности реализации программы.

Тема 1. «Выбираем здоровье»

Что такое здоровье? Показатели здоровья: рождаемость, заболеваемость, физиологическое состояние организма, физическое развитие человека и др.

Практическая работа 1 «Определение гармоничности телосложения»

Темы проектных и исследовательских работ:

1. Оценка состояния здоровья группы учащихся, посещающих данный элективный курс. Разработка рекомендаций по его улучшению.

2. Анализ заболеваемости и травматизма учащихся лицея.

3. Изучение демографических показателей здоровья в нашей местности.

4. Подготовка материалов (плакаты, листовки, презентации) о факторах, разрушающих наше здоровье.

Тема 2 «Питание и здоровье человека»

Основы рационального питания. Энергетический баланс питания. Таблица получения с пищей необходимое количество калорий.

Практическая работа 2 «Расчет калорийности рациона питания»

Практическая работа 3 «Изучение кислотно-щелочного баланса в пищевых продуктах»

Тема 3 «Химический аспект рационального питания»

Органические вещества, их роль в организме человека. Белки, как важнейшие питательные вещества, необходимые организму человека.

 

 

Пищевая ценность белков.Ферменты.Липиды. Классификация липидов. Функции липидов. Роль липидов в питании.Углеводы и их роль в питании. Функции углеводов. Классификация углеводов.

Практическая работа 4 «Качественная реакция на белок»

Практическая работа 5 «Определение содержания жиров в семенах растений»

Практическая работа 6 «Качественные реакции на присутствие углеводов»

Тема 4 «Кирпичики жизни»

Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Витамин С, витамины группы В, витамин А, витамин P, витамин Е и др. Жиро- и водорастворимые витамины.

Практическая работа 7 «Определение витамина С»

Темы для исследований:

1. Сравнить содержание витамина С в только что сорванных плодах и тех, которые хранились неделю, месяц, полгода.

2. Сравнить содержание витамина С в свежем и консервированном соке.

3. Проследить, как меняется содержание витамина С в соке при нагревании.

Тема 5 «Пищевые добавки»

Что скрывается за буквой «Е» ? Влияние пищевых добавок на организм человека. Таблица пищевых добавок.

Практическая работа 8 «Наличие пищевых добавок в повседневно употребляемой пище, их влияние на организм человека»

Тема 6 «Диагностика функционального состояния организма»

Практическая работа 9 «Глазо-сердечная проба Г.Данини-Ашнера»

Практическая работа 10 «Измерение АД при помощи цифровой лаборатории»

Практическая работа 11«Функциональные пробы на реактивность ССС»

Практическая работа 12«Определение функционального состояния СС»

Практическая работа 13«Определение энергозатрат по состоянию СС»

Практическая работа 14 «Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга»

Практическая работа 15 «Определение ЧД в покое и после нагрузки»

Практическая работа 16 «Альвеолярная вентиляция. Влияние физической нагрузки на потребление кислорода»

 

 

Практическая работа 17 «Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы»

Практическая работа 18«Оценка вегетативного обеспечения (проба Мартинетта)»

Практическая работа 19 «Определение реактивности парасимпатического отдела автономной нервной системы (клиностатическая проба)»

Темы творческих работ:

1. Современные представления о сущности старения.

2. Актуальные проблемы современной геронтологии.

3. Физиология и гигиена питания человека старшего возраста.

4. Пища долгожителей.

5. Как продукты старят органы человека.

6. Страх- причина многих болезней человека.

7. Ген долголетия.

8. Ген преждевременного старения.

9. Трансплантология.

10. Живая и мертвая вода.

11. Мутации.

12. Влияние аэрозолей на здоровье человека.

13. Трансмутагенные продукты (соя, мясо, овощи), их влияние на жизнедеятельность организма при употреблении.

Тематическое планирование 9 класс (0,5 часа в неделю)

Тема

Требования к уровню подготовки учащихся

Оборудование, реактивы

1

Здоровье, его показатели.

Гармоничность телосложения.

Практическая работа 1 «Определение гармоничности телосложения»

Знать: что такое здоровье, показатели здоровья, демографические показатели здоровья в нашей местности.

Уметь: определять гармоничность своего телосложения, рассчитывать показатель развития грудной клетки, жизненной емкости легких

Сантиметр, линейка, карандаш, спирометр, весы, ростомер

2-3

Основы рационального питания.

Расчет калорийности рациона питания

Практическая работа 2 «Расчет калорийности рациона питания»

Практическая работа 3 «Изучение кислотно-щелочного баланса в пищевых продуктах»

Знать: основы рационального питания, расчет энергетического баланса питания

Уметь: определять энергетическую ценность продуктов питания, составлять суточное меню, рассчитывать примерную энергоемкость завтрака, обеда и ужина, составлять свой режим дня

Таблицы калорийности продуктов.

Цифровая лаборатория Rе1еon с датчиком рН, 6 мерных стаканов с пищевыми продуктами: питьевая вода, кока-кола, молоко, кофе, апельсиновый сок, минеральная и дистиллированная вода.

4

Химический аспект рационального питания

Практическая работа 4 «Качественная реакция на белок»

Практическая работа 5 «Определение содержания жиров в семенах растений»

Практическая работа 6 «Качественные реакции на присутствие углеводов»

Знать: органические вещества и их роль в организме человека (белки, их функции, классификация, пищевая ценность, ферменты;  липиды, их функции, классификация, пищевая ценность; углеводы)

Уметь: проводить качественные реакции на белок, углеводы; определять содержание жира в семенах различных растений

- Растворы гидрооксида натрия, медного купороса, белок куриного яйца.

- Миллиметровая бумага, деревянные палочки с гладко обработанным концом, зерна проса, конопли, семена подсолнечника, льна, тыквы, кедровые орехи, ядра абрикоса, персика, сливы, весы с разновесами, полиэтиленовая пленка.

-Крахмал, йод, вода

5

Кирпичики жизни. Витамины, их роль в организме человека.

Практическая работа 7 «Определение витамина С»

Знать: что такое витамины, их многообразие и роль в организме, классификацию

Уметь: определять содержание витамина С в соках

Йод, штатив с пробирками, натуральный яблочный сок, любой сок из упаковки, лимонный сок, капустный сок; вода, крахмальный клейстер

6

Влияние пищевых добавок на здоровье человека.

Практическая работа 8 «Наличие пищевых добавок в повседневно употребляемой пище, их влияние на организм человека»

Знать: что такое пищевые добавки и их влияние на организм человека

Уметь:  определять наличие пищевых добавок с помощью таблицы «Е» в продуктах питания и определять их влияние на организм человека

Этикетки продуктов

7

Диагностика функционального состояния организма

Знать: что такое функциональная диагностика. Методы ФД

Уметь: диагностировать состояние организма при помощи цифровой лаборатории

Практическая работа 9 «Глазо-сердечная проба Г.Данини-Ашнера»

Цифровая лаборатория  (датчик пульса), ПК

8

Практическая работа 10 «Измерение АД при помощи цифровой лаборатории»

Цифровая лаборатория  (датчик АД), манжетка с грушей для нагнетания воздуха, ПК

9

Практическая работа 11 «Функциональные пробы на реактивность ССС»

Цифровая лаборатория Relab (датчик артериального давления) манжетка с грушей для нагнетания воздуха, ПК

10

Практическая работа 12 «Определение функционального состояния СС»

Цифровая лаборатория  (датчик ЧСС), ПК

11

Практическая работа 13 «Определение энергозатрат по состоянию СС»

Цифровая лаборатория, датчик ЧСС

12

Практическая работа 14 «Дыхательно-сердечный рефлекс Геринга»

Компьютерный интерфейс сбора данных ReleonLite, датчик пульса

13

Практическая работа 15 «Определение ЧД в покое и после нагрузки»

Практическая работа 16 «Альвеолярная вентиляция. Влияние физической нагрузки на потребление кислорода»

Датчик дыхания (спирометр), датчик содержания кислорода, адаптер для их соединения

14

Практическая работа 17 «Оценка функционального состояния вегетативной нервной системы»

Цифровая лаборатория (датчик артериального давления, манжетка, ПК

15

Практическая работа 18 «Оценка вегетативного обеспечения (проба Мартинетта)»

 

Компьютерный интерфейс сбора данных ReleonLite. Датчик измерения артериального давления

16

Практическая работа 19 «Определение реактивности парасимпатического отдела автономной нервной системы (клиностатическая проба)»

Компьютерный интерфейс сбора данных ReleonLite. Датчик пульса Relеоn, ПК

17

Урок –обобщение материала (защита проекта)

 

 

 

Приложение

 

Практическая работа 1. Определение гармоничности телосложения.

Задание 1. Антропометрические измерения.

Измерить рост с помощью ростомера. Определить массу тела с помощью медицинских весов. Измерить окружность грудной клетки (сантиметровая лента накладывается сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках.Обследуемый опускает руки, и лента ложится под углы лопаток. Спереди лента походит по среднегрудинной точке. Лента должна плотно прилегать к телу. Можно воспользоваться данными медицинского осмотра).

Задание 2. Определение типа телосложения.

Различают три основных типа нормального телосложения: астенический, нормостенический (атлетический), гиперстенический.

Астеник-худощав, плоскогруд, мускулатура развита слабо.

Нормостеник- широкогруд, плечист, мускулатура выражена отчетливо.

Гиперстеник- отличается плотным телосложением, «солидностью фигуры».

Для определения типа телосложения используют формулу:

Масса тела, кг/рост, см.

Результаты от деления в пределах:

0,28-0,31 свидетельствуют о недостаточной массе, астетическом типе сложения.

0,32-0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе телосложения.

0,45-0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстеническом телосложении.

 

Цифры выше или ниже пределов- свидетельство либо болезненного ожирения, либо истощения. В любом из этих случаев необходимо показаться врачу.

Пользуясь формулой, определите свой тип телосложения.

Задание 3. Расчет показателя развития грудной клетки (ПРГК)

          ПРГК= Окружность грудной клетки,см / рост,см

ПРГК меньше 50- слабое развитие грудной клетки;

ПРГК 50- 55- среднее развитие грудной клетки;

ПРГК больше 55- отличное развитие грудной клетки.

Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого входа и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У старших школьников она обычно равна 5-7 см. Большая экскурсия – свидетельство хорошего объема легких и, как правило, более пропорционального телосложения, меньшая- свидетельство недостаточного объема легких.

Рассчитайте свой показатель развития грудной клетки и экскурсию грудной клетки. Сделайте вывод о гармоничности своего типа телосложения.

Задание 4. Измерение соотношений между частями тела.

Существует примерные соотношения между частями тела: окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии; окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени; окружность голени примерно равна окружности шеи ( у девушек) и окружности напряженного бицепса ( у юношей).

Проведите соответствующие измерения. Данные измерения запишите в тетрадь. Сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.

Практическая работа 2. Расчет калорийности рациона питания.

 

Задание 1.

Определите энергетическую ценность белого хлеба, если известно, что в 100 г его содержится 8,1 г белков, 0,9 г жиров, 47,0 г углеводов.

Задание 2.

Составьте суточное меню. Пользуясь таблицей, этикетками продуктов, таблицей химического состава пищевых продуктов рассчитайте примерную энергоемкость вашего завтрака, обеда и ужина, а затем суммарную калорийность суточного рациона.

Помните, что при кратковременном недостатке калорийной пищи организм частично расходует запасные вещества (главным образом, жир и гликоген). При длительном недостатке энергетически ценной пищи организмом расходуются также белки, что ведет к общему ослаблению организма. Однако при

 

 

длительном избыточном потреблении калорийной пищи часть жиров и углеводов не используется непосредственно, а откладываются в виде подкожного жира в жировых клетках. Следствие- избыточный вес, ожирение.

Задание 3.

Составьте свой режим дня, опираясь на предлагаемый пример. Рассчитайте энергозатраты организма в течении суток.

Пример:

Ночной сон – 7ч *65= 455

Утренний туалет- 40мин. (0,7 ч) * 102=71

Завтрак – 20 мин. (0,3ч) *99 = 30

Дорога на работу- 25 мин.= 100

Работа – 7ч* 106= 742

Возвращение с работы- 25мин.= 100

Обед – 30мин. (0,5 ч)* 100= 50

Отдых – 1ч *85= 85

Домашняя учеба – 3ч *90= 270

Ужин – 30 мин. (0,5 ч) *99= 50

Отдых, чтение – 1ч *85= 85

Другие виды домашней работы или прогулка – 1ч *157=157

Итого : 24 часа- 2195 ккал.

Итак, энергозатраты в рассматриваемом случае составляют 2195 ккал. Пищевой рацион этого человека не должен превышать

                             0,05 * 2195 + 2195 = 2305 ккал.

Нормальным для здорового человека считается, когда пищевой рацион не более чем на 5 % превышает энергозатраты. В отличии от взрослого человека энергетическая ценность рациона девятиклассника должна превышать его энергозатраты примерно на 20%.

Задание 4.

Сопоставьте рассчитанную вами калорийность суточного рациона с величиной суточных энергозатрат. Скорректируйте составленное вами меню, если энергозатраты существенно превышают энергетическую ценность рациона.

Задание 5.

 

Рассчитайте, сколько энергии тратит ученик на написание контрольной работы в течении урока (40 мин). Предложите меню из нескольких блюд для восполнения затраченной энергии.

Задание 6.

В состоянии покоя на единицу массы (один кг) юноши и девушки в единицу времени (1час) тратят 36 ккал и 31 ккал. При подготовке к урокам у учащихся на 30% возрастают энергозатраты, при занятии спортом – на 400% от основного обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемой юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 ч) и на занятиях спортом (2 ч).

Практическая работа 4. Качественная реакция на белок (биуретовая).

Нам потребуется растворы гидрооксида натрия и медного купороса. Приготовим несколько растворов, которые содержат белок. Это могут быть мясной или рыбный бульон. Отвар каких – либо овощей, грибов. Растворы нальем в пробирки примерно наполовину. Затем прибавим немного раствора щелочи и добавим голубого раствора медного купороса. Если в испытуемом отваре действительно есть белок, окраска сразу станет фиолетовой. Для контроля можно поставить с минеральной водой или лимонадом.

Практическая работа 5. Определение содержание жира в семенах растений.

Оборудование: миллиметровая бумага, деревянные палочки с гладко обработанным концом или маленькие фарфоровые пестики, образцы для анализа: зерна проса, конопли, семена подсолнечника, льна, тыквы, кедровые орехи, Ядра абрикоса, персика, сливы, весы с разновесами, полиэтиленовая пленка.

Ход работы.

1. Для всех имеющихся образцов определить среднюю массу зерна и написать эту информацию на доске.

2. Раздать образцы для анализа.

3. Образец (одно крупное звено или 4-5 мелких) положить на лист миллиметровой бумаги, под которой подложен полиэтилен, прикрыть кусочком пленки и раздавить торцом деревянной палочки. Остатки зерна стряхнуть.

4. подсчитать относительное содержание жировых веществ в полученных образцах по формуле.

X= Sжирного пятна.мм /N* масса одного зерна, г

Где N– количество зерен.

Обсуждение результатов.

 

 

 

Все полученные результаты записать на доске, затем расположить данные в порядке возрастания содержания жира в образцах. Обсудите с учащимися, какие из продуктов будут быстрее портиться при хранении (многие знают из опыта, что пшено, геркулес, богатые жирами, при хранении быстро портятся).

Практическая работа 6. Качественные реакции на присутствие углеводов.

Задание 1.Обнаружение углеводов (реакция Молиша).

Нальем в пробирку примерно 1 мл воды и бросим несколько крупинок сахарного песка (сахарозы) или клочок фильтровальной бумаги (клетчатки). Теперь добавим 2-3 капли спиртового раствора резорцина или тимола (продают в аптеке).

Наклоним пробирку и осторожно нальем по стенке 1-2 мл концентрированной серной кислоты (соблюдайте осторожность!) . Закрепим пробирку в вертикальном положении. Тяжелая кислота опустится на дно, а на границе её с водой появится яркое красивое кольцо – красное, розовое или фиолетовое. Если, вещество, состав которого неизвестен, дает при реакции Молиша такое кольцо – значит, имеется углевод. Реакция очень

чувствительна, её может вызвать даже волоконце ткани на стенках пробирки. Поэтому посуду, в которой проводят реакцию,  надо очень тщательно мыть, а ополаскивать лучше дистиллированной водой.

Задание 2. Обнаружение крахмала.

В присутствии свободного йода крахмал синеет. Раствор йода должен быть очень слабым (разбавить аптечный раствор водой). Пользуясь таким раствором, можно исследовать на содержание крахмала различные пищевые продукты.

Задание 3. Гидролиз крахмала.

Попробуем сделать из крахмального клейстера глюкозу. Сначала приготовим крахмальный клейстер – коллоидный раствор крахмала в воде. Нальем в кастрюльку немного холодной воды и добавим крахмал, смесь хорошо размешаем – получится крахмальное молоко. При перемешивании добавим к нему кипяток (из расчета примерно стакана воды, с учетом холодной на 2 чайные ложки крахмала), и, продолжая размешивать, нагреваем на огне до тех пор, пока раствор не станет прозрачным.

Заготовим пробирку со слабым раствором йода и понаблюдаем за превращениями крахмала.

Огромные молекулы крахмала под действием воды гидролизуются, расщепляясь на более мелкие молекулы. Сначала образуется растворимый крахмал, потом «осколки» помельче – декстрины, затем дисахарид, но не сахароза, а другой мальтоза, или солодовый сахар. При распаде мальтозы образуется глюкоза, виноградный сахар. Готовый продукт гидролиза содержит все переходные вещества; в таком виде он известен под названием патоки.

К половине стакана крахмального клейстера добавим 1-2 чайные ложки разбавленной, примерно 10% серной кислоты. Смесь клейстера с кислотой поставим кипятиться в кастрюльке, понемногу добавляя воду по мере её испарения. Время от времени будем брать пробы жидкости и, слегка её

 

охладив, будем испытывать их разбавленным раствором йода. Крахмал дает синее окрашивание, декстрины –красно- бурое, мальтоза и глюкоза не окрашиваются. По мере гидролиза цвет проб будет меняться, а когда окрашивание йода исчезнет, нагревание йода можно прекратить.

После кипячения жидкость немного охладим, постепенно добавим в неё при перемешивании около 10 г порошка мела, чтобы полностью нейтрализовать серную кислоту. Смесь при этом будет вспениваться, так как происходит выделение углекислого газа. Как только вспенивание прекратится, поставим полученную желтоватую жидкость на слабый огонь, чтобы она упарилась примерно на две трети. Затем ещё горячей профильтруем её через несколько слоев марли, после чего упарим ещё раз, но теперь более аккуратно, на водяной бане (смесь легко пригорает). Получилась сладкая патока, основу которой составляет глюкоза.

Задание 4. Действие ферментов на крахмал.

В предыдущем опыте серная кислота играла роль катализатора, т.е. вещества, ускоряющего реакцию. В процессах пищеварения эту роль играют ферменты. Их каталитическое действие намного сильнее и целенаправленнее. Содержащийся в слюне фермент амилаза может превращать полисахарид крахмал в дисахарид мальтозу. Проследим на опыте за действием этого фермента.

Кипяченой водой с минуту пополощем рот- получится раствор слюны. Этот раствор профильтруем и смешаем с равным количеством крахмального клейстера. Пробирку с этой смесью поставим в стакан с теплой (40 C) водой. Время от времени будем брать пробы с йодом: изменение окраски будет точно таким же, как при гидролизе с серной кислотой, но реакция пойдет быстрее. Не позже чем через 15 минут крахмал гидролизуется до мальтозы, и цветная реакция с йодом исчезнет.

Так можно долго разжевывать кусочек белого хлеба. При этом вкус его становится сладковатым. Этот результат работы амилазы, которая превращает в мальтозу крахмал, содержащийся в хлебе.

Практическая работа 7 . определение витамина С.

Метод основан на характерной особенности аскорбиновой кислоты- легкости ее окисления. Для анализа в качестве окислителя используем йод.

Возьмем раствор йода 5 % (5г в 100 мл), аптечный. Далее приготовим раствор крахмала: разведем 1г его в небольшом количестве холодной воды, выльем в стакан кипятка и прокипятим минуту. Раствор годен для опытов в течении недели.

 Прежде чем приступить к анализу, надо по тренироваться на чистой аскорбиновой кислоте. Возьмем 0,5г аптечной аскорбиновой кислоты (без глюкозы), растворим её в 500 мл воды и отберем 25 мл раствора. Добавим примерно 0,5 стакана воды и 2-3 мл крахмала. Осторожно, по каплям, добавим из пипетки раствор йода, постоянно взбалтывая содержимое (удобнее делать в конической колбе). Внимательно считаем капли и следим за цветом раствора. Как только йод окислит всю кислоту, следующая его капля, прореагировав с крахмалом, окислит раствор в синий цвет. Чтобы определить объем истраченной йодной настойки, надо вычислить объем одной капли. Для этого с помощью той же пипетки измерим, сколько капель

 

содержится в аптечной склянке с йодом. Объем склянки около 10 мл. Можно довольно точно определить объем йода, затраченный на реакцию с аскорбиновой кислотой, и по уравнению реакции вычислить, сколько было в таблетке кислоты.

После того как мы выяснили, что 1 мл 5 % раствора йода соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты, выполним основную задачу: определим количество витамина С в апельсиновом или лимонном соке.

Отмерим 20 мл сока и разбавим его водой до объема 100 мл. Вольем немного раствора крахмала, а затем по каплям добавим раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течении 15 секунд. Т.к. в анализируемом растворе аскорбиновой кислоты значительно меньше, чем в таблетке, для повышения точности  анализа йодную настойку надо разбавить водой в 40 раз, при этом получится 0,125 % раствор, 1 мл которого соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты. Объем одной капли такого раствора надо посчитать заново (капли такого раствора крупнее).

Темы для исследований смотри в содержании программы.

Практическая работа 8. Наличие пищевых добавок в повседневно употребляемой человеком пищи, их влияние на организм человека.

Используя дополнительную литературу, приведите примеры к каждой группе пищевых добавок и дополните таблицу, приведенную выше. Рассмотрите этикетки продуктов, найдите в них коды пищевых добавок, объясните, что они обозначают.

Ассортимент пищевых добавок.

Коды добавок

Свойства

Пример

Е 100- Е199

Красители

 

Е 200- Е299

Консерванты

 

Е300- Е399

Антиоксиданты

 

Е400- Е499

Стабилизаторы

 

Е500- Е599

Эмульгаторы

 

Е600- Е699

Усилители вкуса и аромата

 

 

Канцерогены

 

Заключительный тест «Здоровье».

Цель- определить, насколько сознательно и серьезно мы относимся к своему здоровью.

Наименование

Баллы

Постоянное соблюдение рационального режима дня

1

Наличие нормального веса

1

Грамотное составление пищевого рациона

1

Прогулки на свежем воздухе на протяжении года не менее 10 часов в неделю

2

Ежедневная утренняя гимнастика

1

Систематическое закаливание

1

Занятие спортом

2

Владение методом аутотренинга и использование его в укреплении здоровья

1

 

Примечание: систематическое употребление алкоголя и курение минус 3 балла.

10 баллов- вы не только серьезно относитесь к своему образу жизни, но и овладели основными навыками, позволяющими сохранить и укрепить здоровье.

7-9 баллов- это тоже неплохо – в легкомысленном и беззаботном отношении к себе вас не обвинишь.

6 баллов- свидетельство того, что вы на правильном пути, хотя прошли пока еще только его часть.

Литература.

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие / Под ред. Алексеева.- М.: АОМДС, 1996.

2. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: Учеб.длядифференцир. Обучения: 9 кл.-М.: Просвещение, 1997.

3. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1983.

4. Демьянков. Биология. Мир человека.8 кл.: задачи, дополнительные материалы.М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

5. Дружинина А. Здоровое питание.- М.: АСТ_Пресс книга,2004.

6. Михайлов В.С., Палько А.С, Выбираем здоровье! – 2-е изд. –М.: Молодая гвардия, 1987.

7. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

8. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.

9. Скурихин И.Н., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика: С прав. Издание.- М.: Высшая школа, 1991.

10. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день.- М.: РЕД, 2001.

11. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия./ Глав. Ред. В.А.Володин.- М.: Аванта+, 2000.

12. Элективный курс «Секретные материалы  о твоем здоровье». 9 кл./ Сост. Л.Б.Поддубная.- Волгоград: Учитель- АСТ, 2005.

17 декабря на базе МБОУ «СОШ № 9»  состоялись межмуниципальные соревнования по робототехнике среди обучающихся образовательных организаций.

Цель соревнований: популяризация научно-технического творчества среди обучающихся, стимулирование интереса детей и молодежи к сфере инноваций и высоких технологий.

Для участия в соревнованиях по робототехнике было использовано оборудование центра естественнонаучной и технической направленностей «Точка роста», а именно роботехнический образовательный комплект «Клик».

Команду «Зиминского лицея» представляли Бердникова Екатерина и Шалаева Валерия. Ребята заняли почетное 4 место и получили бесценный опыт и положительные эмоции.

 

 

   

18 ноября в нашем учреждении прошло значимое событие, посвященное Международному Дню Науки.

Цель мероприятия:

-выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;

- создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

День Науки начался с торжественной линейки, на которой со словами приветствия и напутствия выступила директор лицея Татьяна Николаевна Диагенова.

Анна Викторовна Буленкова, руководитель Центра «Точка роста» со словами приветствия обратилась к ребятам и рассказала о сценарии дня.

Как символ Дня Науки ребятам были вручены зачетные книжки для экзаменационной сессии, которая начнется уже с 22 декабря.

На протяжении всего учебного дня дети посещали очень интересные и познавательные уроки по физике и биологии. Данные уроки прошли на базе лабораторий Центра «Точка роста» с использованием такого оборудования как: четырехосевой учебный робот-манипулятор с модульными сменными насадками, микроскоп цифровой LevenhukRainbowD2LAzure0,35 Мпикс (расширенный комплект). Обучающиеся 7-11 класс познакомились с функцией робота рисование. Непосредственно на уроке, с помощью робота, были нарисованы рисунки, как условия к физической задачи. Так же детям продемонстрировали фигурку, заранее вылитую с помощью 3Dпринтера.

На уроках биологии обучающиеся смогли окунуться в магический мир микроорганизмов и внимательно рассмотреть их в микроскоп. От уроков дети получили только положительные эмоции.

На переменах обучающимися 10 класса были проведены занимательные викторины, ребусы и загадки. Желаем всем ребятам научиться приобретать знания, уметь использовать их в жизни и стремиться к новым вершинам!

https://vk.com/video-211618912_456239054

В конце сентября на базе центра естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» прошел  мастер-класс по работе с новым оборудованием в физической лаборатории, а конкретно с четырехосевым учебным роботом-манипулятором с модульными сменными насадками. В мастер-классе приняли участие ребята 7 и 11 классов, а также учитель физики Сергеева Светлана Владимировна. Учащиеся 11 класса совместно с учителем физики изучили устройство робота и продемонстрировали его возможности. Ребята сделали гравировку, рисунок, а также вылили деталь с помощью 3Dпринтера. Мастер-класс включал в себя несколько занятий, так как качественная работа робота занимает достаточно много времени. Занятия прошли увлекательно и интересно. Учащиеся 7 класса очень заинтересовались работой робота и уже думают над темами проектных работ.

Видеоролик

 

         Руководствуясь задачей информирования широких кругов общественности и федеральных органов государственной власти в деле обеспечения роста благосостояния и качества жизни граждан на территориях регионов России, обозначенной Президентом РФ В.В.Путиным на заседании Президиума Государственного Совета, посвящённого аспектам социальной поддержки граждан, ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» формируют на портале https://rusregioninform.ru/  Общественный обзор «Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023» https://rusregioninform.ru/novosti-regionov/strategiya-soczialnoj-podderzhki-naseleniya-subektov-rf-2023-obshhestvennyj-obzor.html

         Целью данного бесплатного информационного ресурса является демонстрация эффективных направлений деятельности региональных и муниципальных органов управления касательно повышения общественного доверия к власти в вопросах занятости и трудовых отношений, культурно-спортивного, образовательного потенциала, улучшения доступности и качества услуг системы здравоохранения, медицинской помощи, гражданской, правовой и социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. При подготовке Общественного обзора «Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023» редакция https://rusregioninform.ru/magazin/redakcziya-zhurnala.html учитывает основные тезисы Указа Президента РФ В.В.Путина «О национальных целях развития России до 2030 года», в том числе, необходимость увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания.

         Участники формирования Общественного обзора «Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023» федеральные, региональные и муниципальные государственные органы управления, а также учреждения, организации и предприятия всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район). Актуальные материалы о позитивных достижениях государственных органов управления субъектов РФ и муниципальных образований, освещающие тенденции реализации федеральных программных мероприятий и проектов, будут размещаться здесь https://rusregioninform.ru/category/novosti-regionov

         Формирование Общественного обзора «Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ — 2023» содействует выявлению лучших решений и практик, максимально учитывающих интересы, нужды, и запросы жителей субъектов РФ.

Институты федеральной службы безопасности Российской Федерации пограничного профиля промаслят набор в 2022 году в Калининградский, Голинынский с филиалом в г. Ставрополе, Московский, Курганский и Хабаровский пограничный институты.

Обучение в институтах по очной форме осуществляется 5 лет по следующим специальностям:

-«юриспруденция». Потоки подготовки в Московском, Голицынском, Калининградском, Хабаровском пограничных институтах: «Управление служебно-боевой деятельностью подразделений пограничных органов», «Пограничный контроль», «Оперативно-разыскная деятельность оперативных подразделений пограничных органов». По окончании института выпускникам присваивается квалификация «юрист» и выдается диплом государственного образца.

-«психология». Поток подготовки в Голицынском пограничном институте: «Управление морально-психологическим       обеспечением служебно -боевой деятельности подразделений пограничных органов». По окончании института выпускникам присваивается квалификация «психолог» и выдается диплом государственного образца.

-«радиотехника». Потоки подготовки в Калининградском пограничном институте: «Эксплуатация и применение специальных средств минирования и разминирования», «Эксплуатация и ремонт технических средств охраны государственной границы - технических средств пограничного контроля».

Поступление в Институты осуществляется на базе среднего (полного) общего образования.

В качестве вступительных испытаний учитываются результаты ЕГЭ. Зачисленные в институты курсанты находятся на полном государственном обеспечении.

Предварительный отбор кандидатов на учебу производится Управлением ФСБ России по Иркутской области с января 2022 года и завершается в марте 2022 года.

В пограничные институты принимаются: юноши - с полным средним или средним специальным образованием, в возрасте от 16 до 22 лет включительно, признанные пригодными к учебной и последующей (после завершения учёбы) эффективной военно - профессиональной деятельности, по итогам всестороннего образовательного, медицинского, психологического и профессионального отбора, а также успешно выдержавшие конкурсные вступительные испытания, проверку уровня физической подготовленности.

По окончании военных институтов выпускники получают военно - специальное образование и воинское звание - «лейтенант».

По всем возникшим вопросам просим обращаться:

- отделение в г. Саянске УФСБ России по Иркутской области адресу: г. Саянск, мкр-н Центральный, д. 8 или по тел.: 8(39553) 5-37-96.

- отдел кадров Управления ФСБ России по Иркутской области по адресу:
г. Иркутск, ул. Литвинова, д. 13, или по тел.: 8 (3952)210-559, 8(3952)210-584.

Живи и процветай, любимый лицей! С юбилеем!

Юбилей «Зиминского лицея»! Это праздник для всех, кто когда-то был его учеником или учителем, а также родителями, чьи дети учились здесь.

30 лет! Это много или мало, завершение пути или начало новой дороги? Одно знаем точно: это радость побед, красивые и добрые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это путь длиною в три десятилетия, огромный труд нескольких поколений учителей, выпущены из стен учреждения более 700 учеников.

Май 1991 года – на основании приказа Глав УНО № 429 от 27.05.1991 года принято решение об открытии Зиминского лицея и 1 сентября 1991 года – лицей открыт!  Его порог переступили 37 зиминских ребят. Возглавляет лицей директор Мазурова Раиса Николаевна, отличник народного просвещения, заслуженный педагог России. Заместители директора: по науке – Градович Тамара Михайловна, по учебной работе - Бузницкая Галина Алексеевна,  по воспитательной работе - Хусаинова Софья Михайловна. Заведующий городским отделом народного образования Г.В. Немокаева говорила: «Лицей городу  нужен – это однозначно. Мы должны дать ребятам, которые хотят и могут заниматься, все для творческого роста».

2021 год – 30 лет лицею. Здравствуй лицей, мы снова с тобой!!!

Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто закладывал и формировал традиции, чьи способности и профессионализм были направлены на обучение учащихся. Большой вклад  в развитие лицея внесли его руководители: Раиса Николаевна Мазурова, Галина Петровна Самсонова, Галина Александровна Полынцева, Наталья Олеговна Колесникова, Елена Леонидовна Мутовина, Татьяна Николаевна Диагенова. За эти годы в учреждении сложился дружный, творческий коллектив учителей – профессионалов, который успешно решает любые задачи и не просто идет в ногу со временем, а работает на перспективу для того, чтобы наш лицей стал успешным и востребованным. В настоящее время образовательное учреждение придерживается стратегии системных изменений. Идя по выбранному пути развития, мы реализуем программу развития «Качество. Открытость. Устойчивое развитие» - территория успеха для одаренных и талантливых детей. Все силы педагоги лицея направляют на получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам. Кропотливая работа по повышению качества образования приводит к высоким результатам лицеистов. Нам есть чем гордиться: врачи, педагоги, инженеры, строители, юристы, экономисты, военные, которые вместе с нами радуются его успехам и с трепетом вспоминают лицейские годы. Приятно, когда выросшие бывшие ученики приводят в школу своих детей. В лицее учится уже второе поколение наших выпускников. Это ли не пример человеческого доверия и достойной оценки труда педагогов и работы учреждения?!

Дорогие коллеги! Примите искренние слова благодарности за Ваш титанический труд. Вы мудрые, строгие и добрые, терпеливые и чуткие, красивые и веселые, интересные и неравнодушные люди. Для Вас залог успеха любого дела — общность интересов. Примите самые теплые поздравления с юбилеем! От всей души желаем, чтобы юбилейный год положил начало череде ярких лет, наполненных блестящими и успешно реализованными идеями, чтобы традиции, заложенные 30 лет назад, сохранялись и приумножались будущими поколениями учеников и педагогов. Пусть у вас всегда будут поводы гордиться своими успешными учениками, своим лицеем!

Всем здоровья, удачи, счастья и рады видеть вас в стенах нашего учреждения.

Счастливых дней тебе, родной лицей, успехов и процветания!

Администрация лицея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня 3 сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом! Он был установлен Федеральным законом «О днях воинской славы» 06 июня 2005 года. 3 сентября - день, когда Россия вспоминает события, развернувшиеся в средней образовательной школе в Беслане.

1-3 сентября 2004 года в Северной Осетии произошла трагедия, которая потрясла не только всю Россию, но и весь мир. Рано утром во время торжественной линейки группа террористов напала на учеников школы №1 Беслана и их родителей. Заложниками стали 1127 человек. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 318 заложников, из которых 186 дети.3 сентября 2021 года в Лицее прошли классные часы, минуты молчания, посвященные годовщине трагедии в Беслане.

Меню