Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Пояснительная записка

 

Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Химия без секретов» естественнонаучной направленности с использованием оборудования центра «Точка роста» ориентирована на более глубокое изучение тем химии с практическим применением.

Программа  адресована  не только тем  школьникам, которые любят химию и интересуются ею, но и тем, кто считает её очень сложным, скучным и бесполезным для себя школьным предметом, далёким от повседневной жизни обычного человека. В программе заложены задачи и упражнения, которые связаны с решением конкретной бытовой проблемы из числа тех, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни.

Направленность программы: естественнонаучная.

Адресат программы: учащиеся 9-10 классов. В группе от 5 до 7 человек.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 17 учебных часов, 0,5 часа в год.

Форма обучения:очная.

Режим занятий: 6 месяцев обучения, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Академический час – 40 минут.

Цель: развитие познавательной активности, творческих  способностей, интереса к изучению предмета химия,   используя  примеры веществ в повседневной жизни каждый день.

Задачи:

  1. Расширение  знаний  о мире химических веществ, используемых  в разных сферах  быта, в повседневной жизни,  досуга  в сохранении здоровья человека.
  2. Расширение знаний  об использовании химических веществ  в сохранении окружающей среды, в рациональном использовании  веществ, в решении проблем экологии.
  3. Получение практических навыков  в  правильном применении веществ.
  4. Формирование практических навыков в процессе выполнения экспериментальных  работ.
  5. Формирование умения анализировать  информацию о вреде  и пользе  веществ,  без которых жизнь людей была бы невозможна.
  6. Воспитание у учащихся  умения следить за своим здоровьем в процессе применения   средств гигиены, санитарии.
  7. Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную работу.
  8. Развитие мышления, умения выполнять операции синтеза, анализа, сравнения.
  9. Развитие долговременной памяти.
  10. Воспитание культуры химического эксперимента.

Планируемые результаты

Обучающие должны по окончании обучения:

  1. получить представление о тех веществах, которые нас окружают, и которые человек использует каждый день;
  2. уметь находить взаимосвязь между химией и другими науками: биологией, экологией
  3. знать, какое влияние химические  вещества оказывают на нашу жизнь, на здоровье человека;
  4. уметь самостоятельно анализировать  влияния  химических  веществ на нашу жизнь, на здоровье человека;
  5. уметь анализировать достоверность данных средств массовой информации, используя свои знания из данного курса обучения;
  6. уметь самостоятельно проводить элементарные химические эксперименты;
  7. уметь выбирать потребительские продукты и напитки, различные предметы быта, основываясь на своих знаниях  о пользе и вреде веществ из данного курса обучения;
  8. развить самостоятельность, коммуникативные навыки работы в парах и в группах
  9. защитить свой подготовленный проект, реферат, компьютерную презентацию по темам курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Введение. Галерея химиков. Значение химии в повседневной жизни (1ч)

Знаменитые химики и их открытия.

Как проводить занимательные опыты, не нарушая правила техники безопасности.

Тема 1. Большая стирка - древнейший химический хозяйственный процесс (1ч)

Мыла и стиральные порошки на службе у человека. Отбеливатели,  загрязнений одежды. Безопасность стирки при применении химических веществ.

Тема 2. Химия на службе красоты (3ч)

Химия волос и кожи. Химические и физические свойства кожи и волос. Фибриллярные белки – кератины. Пигмент меланин. Его значение в цвете волос. Свойства белков с точки зрения красоты.

Тема 3. Химия нашей причёски (2 ч)

Химические вещества, помогающие создать причёску и уложить волосы. Химические препараты для химической завивки. Нагревание как условие увеличения скорости завивки волос. Безопасность препаратов «лёгкой химии».

Тема 4. Окраска волос (3 ч)

 Классификация красителей. Обесцвечивающие (отбеливающие) вещества. Химические и физические красители. Красители естественного происхождения.

Металлсодержащие красители.

Тема 5. Химия и косметика (2 ч)

Декоративная косметика. Состав губной помады с точки зрения химика. Растворители для лаков. Химические вещества для пудры, помады, туши для ресниц, тональных кремов.

Тема 6. Уроки Мойдодыра(3 ч)

Загрязнения кожи и волос с точки зрения химика. Щелочность – основная характеристика моющих средств. pH – что он обозначает на этикетке моющих средств.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

План

Факт

Форма занятия

Введение

  1.  

Великие химики. Значение химии в повседневной жизни. Техника безопасности

 

 

Беседа

Большая стирка

  1.  

Стирка -древнейший химический хозяйственный процесс. Мыло, порошок, отбеливатель, ополаскиватель

 

 

ПР

Химия на службе красоты

  1.  

Химия волос и кожи. Пигмент меланин. Его значение в цвете волос.

 

 

Лекция

  1.  

Фибриллярные белки – кератины.

 

 

Л.Р

  1.  

Свойства белков с точки зрения красоты.

 

 

Л.Р

Химия нашей причёски

  1.  

Химические препараты для химической завивки, укладки волос

 

 

Беседа

  1.  

Нагревание как условие увеличения скорости завивки волос.

 

 

Л.Р

Окраска волос

  1.  

Классификация красителей.

 

 

Лекция

  1.  

Обесцвечивающие (отбеливающие) вещества.

 

 

Л.Р

  1.  

Красители естественного происхождения.

 

 

Л.Р

Химия и косметика

  1.  

Декоративная косметика.

 

 

Лекция

  1.  

Состав губной помады, туши, пудры  с точки зрения химика.

 

 

Л.Р

Уроки Мойдодыра

  1.  

Загрязнения кожи и волос с точки зрения химика

 

 

Лекция

  1.  

Щелочность – основная характеристика моющих средств.

 

 

Л.Р

  1.  

pH – что он обозначает на этикетке моющих средств.

 

 

ПР

  1.  

Защита проектов

 

 

 

  1.  

Защита проектов

 

 

 

 

Программой предусмотрено выполнение обучающимися  исследовательских и проектных работ по предложенным темам.

Перечень тем учебно-исследовательской и проектной деятельности школьниковс использованием оборудования центра «Точка роста»:

1. Изучение щелочности различных сортов мыла и моющих средств.

2. Индикаторные свойства различных растений и цветов (с определением рН растворов).

3. Изготовление мыла в домашних условиях.

4. Изготовление помады в домашних условиях.

5. Изготовление шампуня в домашних условиях.

Материально-техническая база центра «Точка роста», используемая для реализации программы дополнительного образования «Юный химик» включает в себя

классические приборы:

прибор для демонстрации зависимости скорости реакции от различных факторов,

аппарат для проведения химических реакций,

прибор для опытов с электрическим током,

прибор для изучения состава воздуха и многие другие, а также

и современные приборы:

цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система— комплект учебного оборудования, включающий измерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и набор датчиков регистрирующих значения различных физических величин,

датчик температуры платиновый– простой и надёжный датчик, предназначен для измерения температуры в водных растворах и в газовых средах. Имеет различный диапазон измерений от –40 до +180◦С,

датчик температуры термопарныйпредназначен для измерения температур до 900◦С используется при выполнении работ, связанных с измерением температур пламени, плавления и разложения веществ,

датчик оптической плотности (колориметр) – предназначен для измерения оптической плотности окрашенных растворов, определении концентрации окрашенных ионов или соединений,

датчик рНпредназначен для измерения водородного показателя (рН),

датчик электропроводностипредназначен для измерения удельной электропроводности жидкостей, в том числе и водных растворов веществ,

датчик хлорид-ионовиспользуется для количественного определения содержания ионов хлора в водных растворах, почве, продуктах питания,

датчик нитрат-ионовпредназначен для количественного определения нитратов в различных объектах окружающей среды: воде,овощах, фруктах, колбасных изделиях и т. д.,

микроскоп цифровойпредназначен для изучения формы кристаллов и наблюдения за ростом кристаллов,

аппарат для проведения химических реакций (АПХР)предназначен для получения и демонстрации свойств токсичных паров и газов (хлора, сероводорода),

пипетка-дозатор— приспособление, используемое в лаборатории для отмеривания определённого объёма жидкости,

прибор для получения газовиспользуется для получения небольших количеств газов: водорода, кислорода (из пероксида водорода), углекислого газа, баня комбинированная предназначена для нагрева стеклянных и фарфоровых сосудов, когда требуется создать вокруг нагреваемого сосуда равномерное температурное поле, избежать использования открытого пламени и раскалённой электрической спирали.

Литература для педагога:

  1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории /  Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк.- М.: Дрофа, 2008. – 187с.
  2. Аналитическая биохимия. 10-11 классы: элективный курс/ авт.-сост.  В.А. Храмов.- Волгоград: Учитель, 2007. -97с.
  3. Артемова О.В. Промышленная деятельность человека и здоровье. Программа межпредметного элективного курса по химии и биологии, 10 класс / Химия. Учебно-методический журнал для учителей химии и естествознания №11 (862). - М.: изд. дом Первое сентября, 2014. –стр. 27-30.
  4. Менделеева Е.А.  Химическая лаборатория на кухонном столе / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, август 2011 (08). –М.: ООО «Азбука-2000»,2011. – стр. 63-70.
  5. Пичугина  Г.В. Повторяем химию на примерах повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.: «Аркти», 1999.- 136 с.
  6. Программы элективных курсов: Химия. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. М.: Дрофа, 2008.
  7. Программы элективных курсов: Химия. 10-11 классы. Профильное обучение. М.: Дрофа, 2006.
  8. Современный урок. М.: Педагогический поиск, 2008-2011.
  9. Химия в нашей жизни.  Источник:  https://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Химия в повседневной жизни человека - роль, значение и воздействие на организм.

Источник:  https://nauka.club/khimiya/khimiya-v-zhizni-cheloveka.html

  1. Химия на службе человека. Источник: http://fcior.edu.ru/card/

Литература для обучающихся:

  1. Занимательные задачи по химии / Сборник. Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.:ИПО «У Никитских ворот», 2010. -48с.
  2. Менделеева Е.А.  Химическая лаборатория на кухонном столе / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, август 2011 (08). –М.: ООО «Азбука-2000»,2011. – стр. 63-70.
  3. Малышкина В. Занимательная химия.  / Серия «Нескучный учебник»./С-П, «Тритон», 1998. - 576с.
  4. Морозова Н.И.  Неорганическая радуга – голубой и синий / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, декабрь 2011 (12). –М.: ООО «Азбука-2000», 2011. – стр. 3-10.
  5. Морозова Н.И.  Неорганическая радуга – жёлтый / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, октябрь 2011 (10). –М.: ООО «Азбука-2000», 2011. – стр. 13-23.
  6. Морозова Н.И.  Неорганическая радуга – зелёный / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, ноябрь 2011 (11). –М.: ООО «Азбука-2000», 2011. – стр. 10 -20.
  7. Морозова Н.И.Неорганическая радуга – красный / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, август 2011 (08). –М.: ООО «Азбука-2000»,2011. – стр. 16-23.
  8. Морозова Н.И.  Неорганическая радуга – оранжевый / Потенциал. Химия.  Биология.  Медицина. Журнал для старшеклассников и учителей, сентябрь 2011 (09). –М.: ООО «Азбука-2000», 2011. – стр. 15-21.
  9. Химия в повседневной жизни человека - роль, значение и воздействие на организм

Источник:https://nauka.club/khimiya/khimiya-v-zhizni-cheloveka.html

  1. Химия на службе человека. Источник: http://fcior.edu.ru/card/1362/ponyatie-o-skorosti-himicheskih-reakciy-temperatura-koncentraciya-katalizatory.html
  2. Химия нашей жизни. Источник:  https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

Меню

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?