Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Рабочая программа на уровень среднего общего образования по учебному предмету «Биология» составлена на основе планируемых результатов, представленных в ООП СОО  МБОУ «Зиминский лицей».

Разработана в соответствии с ФГОС СОО, на основе программы по биологии (автор программы В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Т.М. Ефимова. Биология.  Предметная линия учебн6иков «Линия жизни»  10-11 классы. Углубленный уровень – М.: Просвещение, 2019).

Планируемые результаты  изучения учебного предмета

Личностные результаты

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам; 

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни; 

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности. 

Метапредметные результаты

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих; 

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 

 Планируемые предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
  • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
  • устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
  • обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
  • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
  • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и и-РНК (м-РНК), антикодонов т-РНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
  • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
  • сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
  • выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
  • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
  • определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
  • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
  • раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
  • сравнивать разные способы размножения организмов;
  • характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
  • выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
  • обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
  • обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
  • характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
  • устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
  • аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
  • обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
  • оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
  • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
  • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
  • выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
  • анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
  • аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
  • моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
  • выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
  • использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Содержание учебного предмета

10  класс

Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе 

 

  Биология   в системе наук. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации. Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Демонстрация

Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Лабораторные работы

  1. Механизмы саморегуляции.

Раздел 2. Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярный  уровень 

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Липиды, их строение. Функции липидов. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Белки. Состав и структура белков. Функции белков. Ферменты – биологические  катализаторы. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Витамины. Нанотехнологии в биологии. Решение задач по молекулярной биологии.

Лабораторные работы

1.Обнаружение белков с помощью качественных реакций.

2.Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках

3. Обнаружение липидов с помощью качественной реакции

4.Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции

Практикум

Клеточный уровень 

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Цитоскелет Органоиды  движения. Ядро. Строение и функции хромосом Рибосомы. Эндоплазматическая сеть. Вакуоли. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.  Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот. Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Ретровирусы и меры борьбы со СПИДом. Прионы. Вирусология, ее практическое значение. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Демонстрации

Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК», «Фотосинтез», «Обмен веществ и превращения энергии в клетке», «Деление клетки (митоз, мейоз)», «Половые клетки».

Лабораторные работы

  1. Изучение плазмолиза и деплазмолиза  в  клетках кожицы лука.
  2. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
  3. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
  4. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Организм.Организменный уровень

 Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма. Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор, его виды. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Демонстрации

     Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: «Способы бесполого размножения»,«Оплодотворение у растений и животных», «Индивидуальное развитие организма»,«Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание», «Перекрест хромосом», «Неполное доминирование», «Сцепленное наследование», «Наследование, сцепленное с полом», «Наследственные болезни человека», «Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность», «Мутации», «Модификационная изменчивость», «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Искусственный отбор», «Гибридизация», «Исследования в области биотехнологии»; демонстрации живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров.

Практикум:

  1. Составление элементарных схем скрещивания.
  2. Решение генетических задач.
  3. Составление и анализ родословных человека.

11 класс

Популяционно – видовой уровень

Раздел 1. Теория эволюции.  

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические.

Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Демонстрации

живые растения и животные, гербарные экземпляры, коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы

  1. Описание видов по морфологическому критерию.
  2. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
  3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.

Раздел 2. Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины. Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Демонстрации

 моделей скелета человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Лабораторные работы

  1. Изучение экологических адаптаций человека

Раздел 3. Организмы и окружающая среда

Экосистемный уровень

 Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша. Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Биосферный уровень

Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли. Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.

Демонстрации

гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных, моделей экосистем, таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Лабораторные работы

  1. Выявление приспособлений  организмов к влиянию различных экологических факторов.
  2. Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
  3. Изучение и описание  экосистем своей местности
  4. Составление  пищевых цепей
  5. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
  6. Оценка антропогенных изменений в природе.

Тематическое планирование по биологии в 10 классе

Количество часов:  102                                 

Программа:  Биология. Рабочие программы  предметной линии  учебников «Линия жизни». 10-11 классы:  учеб.  пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник и др. — М. : Просвещение, 2019.

Учебник:   Биология. 10: учебник для  общеобразоват. организаций: углубленный уровень  класс /В.В. Пасечник и др. – М.: Просвещение, 2020 «Линия жизни».

 

№ п/п

Тема

Введение (6 ч)

1

Контрольная работа № 1. Срез остаточных знаний за 9 класс. Биология в системе наук.

2

Практическое значение биологических знаний

3

Методы научного познания

4

Объект изучения биологии

5

Биологические системы и их свойства. Лабораторная работа № 1. Механизмы саморегуляции

6

Урок «Шаг в медицину»

Молекулярный уровень (25 ч)

7

Молекулярный уровень: общая характеристика

8

Неорганические вещества: вода, соли

9

Липиды, их строение и функции.

10

Липиды. Лабораторная работа № 2. Обнаружение липидов с помощью качественной реакции

11

Углеводы, их строение и функции.

12

Углеводы. Лабораторная работа № 3. Обнаружение углеводов с помощью качественной реакции

13

Белки. Состав и структура белков.

14

Белки. Функции белков.Лабораторная работа № 4. Обнаружение белков с помощью качественной реакции

15

Ферменты - биологические катализаторы.

16

Лабораторная работа № 5. Каталитическая активность ферментов  (на примере амилазы)

17

Урок «Шаг в медицину»

18

Нуклеиновые кислоты. Открытие кислот

19

Нуклеиновые кислоты: ДНК

20

Нуклеиновые кислоты: РНК

21

Практикум № 1(решение задач)

22

Практикум № 2(решение задач)

23

Практикум № 3(решение задач)

24

Практикум № 4(решение задач)

25

АТФ и другие нуклеотиды. Витамины

26

Урок «Шаг в медицину»

27

Контрольная работа № 2.  «Химический состав клетки»

28

Вирусы – неклеточная форма жизни

29

Практикум № 5(решение задач)

30

Практикум № 6(решение задач)

31

Обобщающий урок «Молекулярный уровень»

Клеточный уровень  (41 часов)

32

Клеточный уровень: общая характеристика. Методы изучения клетки

33

Клеточная теория.

34

Техника микроскопирования. Лабораторная работа № 6. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

35

Строение клетки. Клеточная мембрана.

36

Цитоплазма. Цитоскелет. Клеточный центр. Органоиды движения.

37

Лабораторная работа № 7. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука

38

Рибосомы. ЭПС

39

Ядро. Ядрышки

40

Вакуоли. АГ. Лимзосомы.

41

Лабораторная работа № 8. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений

42

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Клеточные включения

43

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов

44

Особенности строения клеток прокариотов и эукариотов

45

Обобщающий урок «Строение клетки»

46

Урок «Шаг в медицину»

47

Обмен веществ и энергии в клетке

48

Контрольная работа № 3 за 1 полугодие

49

Урок «Шаг в медицину»

50

Энергетический обмен в клетке. Бескислорордный этап

51

Энергетический обмен в клетке. Кислорордный этап

52

Типы клеточного дыхания. Хемосинтез

53

Типы клеточного дыхания. Фотосинтез

54

Обобщающий урок «Обмен веществ и энергии»

55

Урок «Шаг в медицину»

56

Биосинтез белка. Транскрипция

57

Биосинтез белка. Трансляция

58

Практикум  № 7«Решение задач части С ЕГЭ №27»

59

Практикум  № 8«Решение задач части С ЕГЭ №27»

60

Практикум  № 9«Решение задач части С ЕГЭ №27»

61

Практикум  № 10«Решение задач части С ЕГЭ №27»

62

Регуляция транскрипции трансляции в клетке и организме

63

Урок «Шаг в медицину»

64

Обобщающий урок «Синтез белка»

65

Клеточный цикл

66

Деление клетки. Митоз

67

Лабораторная работа № 9. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах

68

Урок «Шаг в медицину»

69

Деление клетки. Мейоз

70

Половые клетки. Гаметогенез

71

Организация подготовки к ЕГЭ по биологии

72

Организация подготовки к ЕГЭ по биологии

Организм.Организменный уровень (30 ч)

73

Организменный уровень: общая характеристика. Размножение организмов

74

Развитие половых клеток. Оплодотворение

75

Урок «Шаг в медицину»

76

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

77

Урок «Шаг в медицину»

78

Закономерности наследования признаков

79

Моногибридное скрещивание

80

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

81

Урок «Шаг в медицину»

82

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

83

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков

84

Неаллельное взаимодействие генов

85

Неаллельное взаимодействие генов

86

Урок «Шаг в медицину»

87

Хромосомная теория наследственности

88

Практикум № 11«Решение задач части С ЕГЭ №28»

89

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

90

Урок «Шаг в медицину»

91

Обобщающий урок «Закономерности наследования признаков»

92

Контрольная работа № 4 «Закономерности наследования признаков»

93

Закономерности изменчивости

94

Урок «Шаг в медицину»

95

Основные методы селекции

96

Центры происхождения культурных растений

97

Селекция животных. Селекция микроорганизмов

98

Контрольная работа № 5за 2 полугодие

99

Современные достижения биотехнологии

100

Урок «Шаг в медицину»

101

Организация подготовки к ЕГЭ по биологии

102

Организация подготовки к ЕГЭ по биологии

 

Тематическое планирование по биологии в 11 классе

Количество часов:  102                                 

Программа:  Биология. Рабочие программы  предметной линии  учебников «Линия жизни». 10-11 классы:  учеб.  пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / В. В. Пасечник и др. — М. : Просвещение, 2019.

Учебник:   Биология. 10: учебник для  общеобразоват. организаций: углубленный уровень  класс /В.В. Пасечник и др. – М.: Просвещение, 2020 «Линия жизни».

№ п/п

Тема

Введение

1

Контрольная работа № 1. Срез остаточных знаний за 10 класс.

Популяционно-видовой уровень (25 ч)

2

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции

3

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции

4

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика. Виды и популяции. Решение биологических задач

5

Обобщающий урок

6

Развитие эволюционных идей

7

Развитие эволюционных идей

8

Синтетическая теория эволюции

9

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции

10

Урок «Шаги в медицину»

11

Изоляция.  Закон Харди -Вайнберга

12

Изоляция.  Закон Харди –Вайнберга. Решение биологических задач

13

Урок «Шаги в медицину»

14

Естественный отбор как фактор эволюции

15

Урок «Шаги в медицину»

16

Обобщающий урок

17

Половой отбор.  Стратегия размножения

18

Урок «Шаги в медицину»

19

Микроэволюция и макроэволюция

20

Урок «Шаги в медицину»

21

Направления эволюции

22

Урок «Шаги в медицину»

23

Принципы классификации. Систематика

24

Обобщающий урок –конференция по теме «Популяционно-видовой уровень» (проектная деятельность)

25

Обобщающий урок –конференция по теме «Популяционно-видовой уровень» (проектная деятельность)

26

Организация подготовки к ЕГЭ

Экосистемный уровень (47 ч)

27

Экосистемный уровень: общая характеристика. Среда обитания организмов

28

Лабораторная работа № 1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов»

29

Экологические факторы и ресурсы

30

Лабораторная работа № 2 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания»

31

Влияние экологических  факторов на организм

31

Влияние экологических  факторов на организм

33

Лабораторная работа № 3 «Методы измерения факторов среды обитания»

34

Обобщающий урок

35

Экологические сообщества

36

Урок «Шаги в медицину»

37

Естественные и искусственные экосистемы

38

Естественные и искусственные экосистемы. Решение биологических задач

39

Естественные и искусственные экосистемы.Лабораторная работа № 4 «Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах»

40

Обобщающий урок

41

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Симбиоз

42

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Паразитизм

43

Урок «Шаги в медицину»

44

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Хищничество

45

Взаимоотношения организмов в экосистеме. Антибиоз. Конкуренция

46

Контрольная работа № 2 за 1 полугодие

47

Экологическая ниша. Правило оптимального фуражирования

48

Лабораторная работа № 5 «Изучение экологической ниши у разных видов растений»

49

Урок «Шаги в медицину»

50

Видовая и пространственная структура экосистемы

51

Видовая и пространственная структура экосистемы. Решение биологических задач

52

Урок «Шаги в медицину»

53

Обобщающий урок

54

Трофическая структура экосистемы

55

Трофическая структура экосистемы.Лабораторная работа № 6 «Описание экосистемы своей местности»

56

Урок «Шаги в медицину»

57

Пищевые связи в экосистеме

58

Экологические пирамиды

59

Экологические пирамиды. Решение биологических задач

60

Урок «Шаги в медицину»

61

Обобщающий урок

62

Круговорот веществ  и превращение энергии в экосистеме

63

Продуктивность сообщества

64

Экологическая сукцессия

65

Экологическая сукцессия

66

Сукцессионные изменения. Значение сукцессии

67

Урок «Шаги в медицину»

68

Обобщающий урок

69

Последствия влияния деятельности человека на экосистемы

70

Лабораторная работа № 7 «Оценка антропогенных изменений в природе» (УИП)

71

Обобщающий урок –конференция по теме «Экосистемный уровень»

72

Обобщающий урок –конференция по теме «Экосистемный уровень»

73

Организация подготовки к ЕГЭ

Биосферный уровень  (29 ч)

74

Биосферный уровень: общая характеристика. Учение В.И. Вернадского о биосфере

75

Урок «Шаги в медицину»

76

Круговорот веществ в биосфере

77

Круговорот веществ в биосфере. Решение биологических задач

78

Урок «Шаги в медицину»

79

Обобщающий урок

80

Эволюция биосферы. Зарождение жизни

81

Эволюция биосферы. Кислородная революция

82

Урок «Шаги в медицину»

83

Обобщающий урок

84

Происхождение жизни на Земле

85

Урок «Шаги в медицину»

86

Современные представления о возникновении жизни

87

Развитие жизни на Земле. Катархей, архей и протерозой

88

Развитие жизни на Земле. Палеозой

89

Развитие жизни на Земле. Мезозой

90

Развитие жизни на Земле. Кайнозой

91

Обобщающий урок

92

Контрольная работа №  3 за 2 полугодие

93

Эволюция человека

94

Урок «Шаги в медицину»

95

Основные этапы антропогенеза

96

Движущие силы антропогенеза

97

Урок «Шаги в медицину»

98

Формирование человеческих рас

99

Роль человека в биосфере

100

Обобщающий урок –конференция по теме «Биосферный уровень» (проектная деятельность)

101

Организация подготовки к ЕГЭ

102

Организация подготовки к ЕГЭ

 

Меню

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?