Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

 

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Биология» составлена на основе планируемых результатов, представленных в ООП ООО  МБОУ «Зиминский лицей».

Разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе программы по биологии (автор программы Пасечник, С.В. Суматохин. Биология.  Предметная линия учебн6иков «Линия жизни»  5-9 классы – М.: Просвещение, 2018).

Планируемые результаты  изучения учебного предмета

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

 

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и  по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

7 класс

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

8 класс

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

9 класс

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание тем учебного курса

7 класс

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч)

Систематика —наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.

 Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе. Объяснять значение биологического разнообразия  для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Лабораторные работы:

1. Определение вида по критериям.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (7 ч)

Бактерии —доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.  Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы —царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы —паразиты растений, животных, человека. Лишайники —комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников. Объяснять роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, вирусами.

Лабораторные работы:

1. Выращивание белой плесени.

2. Строение и разнообразие шляпочных грибов.

Глава 2. Многообразие растительного мира (25 ч)

Водоросли —наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана. Риниофиты—первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.  Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности  голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное  сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация.

Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного

окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.  Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Лабораторные работы:

1. Строение зеленых водорослей.

2 . Строение мха.

 3. Строение папоротника.

4 .Строение хвои и шишек хвойных.

5. Строение семян двудольных  и  однодольных растений.

6. Стержневая и мочковатая корневые системы.

 7. Строение почек. Расположение почек на стебле.

8 .Внутреннее строение ветки дерева.

9 .Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.

10. Строение кожицы листа.

11 .Строение клубня,   корневища,   луковицы.

12.  Строение цветка.

13. Соцветия.

14. Семейства двудольных.

15. Строение пшеницы (ржи, ячменя).

Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Многообразие животного мира (26 ч)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

 Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь. Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности

кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека. Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей.

Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека. Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие —возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся.

Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих. 

Лабораторные работы:

 1.Изучение многообразия свободноживущих водных простейших.

 2. Изучение многообразия тканей животных.

3. Изучение пресноводной гидры.

4. Изучение внешнего строения дождевого червя.

5. Изучение внешнего строения насекомого.

6. Изучение внешнего строения рыбы.

7. Изучение внешнего строения птицы

            Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, наиболее распространенных домашних животных, опасных для человека животных. Объяснять роль различных животных в жизни человека. Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

            Эволюция растений и животных, их охрана (3 ч)

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных

водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

 Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: приводить доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных. Оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам живой природы.

 Экосистемы (4 ч)

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

            Требования к знаниям и умениям к  концу изучаемого раздела: объяснять и аргументировать влияние факторов на развитие экосистем. Сравнивать природные и искусственные экосистемы.

8 класс

Содержание тем учебного курса

1.Введение (3ч)

Биологическая и социальная природа человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Демонстрации: Сходство человека и животных,  расы человека. 

2. Общий обзор организм человека  (3ч)

            Характеристика и общий план строения человека. Свойства и признаки жизни на уровне каждой структуры. Согласованная работа организма управления нервного и гуморального, образуя единое целое – нейрогуморальную регуляторную систему.

Демонстрации:  Системы органов человека.

Лабораторные работы:

1.Изучение микроскопического строения тканей организма человека

3. Опора и движение (7 ч)

Строение и функции опорно-двигательной системы. Типы соединения костей. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.  Строение и свойства мышечной ткани. Скелетные мышцы и сухожилия, их функции. Работа мышц, их утомление. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок.

Демонстрации: Строение опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

1. Изучение микроскопического строения кости.

2. Влияние статической и динамической работы на утомление мышц.

4. Внутренняя среда организма (4ч)

            Состав внутренней среды организма и её функции. Состав крови. Постоянство внутренней среды. Свертывание крови. Переливание крови. Группы крови. Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация.

Демонстрации: Кровеносная система.

Лабораторная работа:

1. Микроскопическое строение крови

5.Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

        Значение кровообращения. Строение кровеносной системы. Сердце, его строение и функции. Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение.

Сосудистая система. Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены). Малый и большой круги кровообращения. Регуляция кровообращения.  Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Демонстрации: Кровеносная система. Лимфатическая система. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Лабораторная работа:

1.  Измерение кровяного давления.

6. Дыхание (5 ч)

Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.  Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха.

 Основные заболевания дыхательной системы, их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца.

Демонстрации: Система органов дыхания

Лабораторные работы:

1. Определение частоты дыхания.

7. Питание (6 ч)

Понятие о питание. Культура питания. Пища как биологическая основа пищи.  Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.

Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пищеварение. Строение и  функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении.  Регуляция пищеварения. Нарушения пищеварения. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

8. Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)

Значение питательных веществ для роста, энергообразования, энергоснабжения и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Нормы питания. Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Авитаминозы. Гипо- и гипервитаминозы, меры их предупреждения.

9. Выделение продуктов обмена (2 ч)

            Выделение. Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек.

Демонстрации: Мочевыделительная система.

10. Покровы тела человека (4ч)

Строение и значение кожи. Функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Уход за кожей, волосами и ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрации: Строение кожи. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

11. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8ч)

 Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляций.

Демонстрации: Нервная система. Железы внешней и внутренней секреции.

Лабораторные работы:

 1. Штриховое раздражение кожи

12.Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

Значение органов чувств. Понятие об анализаторах.  Орган зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения зрения, их профилактика.  Орган слуха. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия. Строение и функции органов обоняния и вкуса. Осязание.

Демонстрации: Анализаторы.

12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.   (5 ч)

            Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Психика и поведение человека. Мышление, воля и эмоции. Внимание. Возникновение и развитие речи. Память и ее виды. Ритмы жизни. Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна. Работоспособность. Рациональная организация труда и отдыха. Разрушительное действие алкоголя и наркотиков на ВНД человека. Психологические особенности личности.

Лабораторные работы:

1. Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста

13. Размножение и развитие человека (4 ч)

            Половая система человека. Развитие человека.

 Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.  Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков. Опасность аборта. Бесплодие. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

14. Человек и окружающая среда (3ч)

            Социальная и природная среда человека. Окружающая среда и здоровье человека.

9 класс

Биология как наука (2 ч)

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты как система. Классификация живых природных объектов.

Клетка

Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава  организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

Вид.

Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрация

  • Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
  • Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
  • Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток.
  • Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
  • Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
  • Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем. Фотографии экосистем Иркутской области.

Лабораторные и практические работы:

1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

2. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

3. Выявление изменчивости организмов. На примере растений и животных обитающих в Иркутской  области.

4. Изучение морфологического критерия вида. На примере растений и животных обитающих в Иркутской области.

5. Составление родословных.

6. Решение задач по генетике (практикум)

7.Изучение приспособлений организмов в определенной среде обитания.

8. Строение растений в связи с условиями жизни.

9. Описание экологической ниши организма.

10. Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума.

Экскурсии

Причины многообразия видов в природе.

Биогеоценоз.

Тематическое планирование по биологии  7 класс

Количество часов:  68

Программа:  Биология. Рабочие программы  предметной линии  учебников «Линия жизни». 5—9 классы:  учеб.  пособие для общеобразовательных организаций / В. В. Пасечник и др. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с. под ред. В. В. Пасечника

Учебник:   Биология 7  класс /В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2014.

 

№ п/п

Тема

Введение. Многообразие организмов, их классификация (2ч)

1

Контрольная работа № 1. Срез остаточных знаний за 6 класс. Многообразие организмов, их классификация.

2

Вид — основная единица систематики.

Лабораторная работа № 1«Определение вида по критериям»

Глава 1. Бактерии, грибы, лишайники (7 ч)

3

Бактерии — доядерные организмы.

4

Роль бактерий в природе и жизни человека.

5

Грибы — царство живой природы.

Лабораторная работа № 2«Выращивание белой плесени»

6

Многообразие грибов. Лабораторная работа № 3 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»

7

Грибы — паразиты растений, животных, человека.

8

Лишайники — комплексные симбиотические организмы.

9

Контрольная работа № 2 «Бактерии, грибы, лишайники»

Глава 2. Многообразие растительного мира (25ч)

10

Общая характеристика водорослей.

11

Многообразие водорослей. Лабораторная работа № 4 «Строение зеленых водорослей»

12

Высшие споровые растения.

13

Моховидные. Лабораторная работа № 5  «Строение мха»

14

Папоротниковидные. Лабораторная работа № 6 «Строение папоротника»

15

Плауновидные. Хвощевидные.

16

Голосеменные — отдел семенных растений.

17

Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа №  7 «Строение хвои и шишек хвойных»

18

Покрытосеменные, или Цветковые.

19

Строение семян.  Лабораторная работа № 8 «Строение семян двудольных и однодольных растений»

20

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа № 9 «Стержневая и мочковатая корневые системы»

21

Видоизменение корней.

22

Побег и почки. Лабораторная работа № 10 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

23

Строение стебля. Лабораторная работа  № 11 «Внутреннее строение ветки дерева»

24

Внешнее строение листа. Лабораторная работа  № 12 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

25

Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 13 «Строение кожицы листа»

26

Видоизменения побегов. Лабораторная работа  № 14 «Строение клубня,   корневища,   луковицы»

27

Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа № 15  «Строение цветка»

28

Соцветия. Лабораторная работа № 16 «Соцветия»

29

Плоды.

30

Размножение покрытосеменных растений.

31

Классификация покрытосеменных.

32

Класс Двудольные.  Лабораторная работа  № 17 «Семейства двудольных»

33

Класс Однодольные. Лабораторная работа № 18 «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

34

Контрольная работа № 3«Многообразие растительного мира»

Глава 3. Многообразие животного мира (26 ч)

35

Общие сведения о животном мире.

36

Одноклеточные животные, или Простейшие. Лабораторная работа № 19 «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших»

37

Паразитические простейшие. Значение простейших.

38

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных. Лабораторная работа  № 20 «Изучение многообразия тканей животных»

39

Тип Кишечнополостные.  Лабораторная работа № 21  «Изучение пресноводной гидры»

40

Многообразие кишечнополостных

41

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

42

Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 22 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

43

Брюхоногие и Двустворчатые моллюски.

44

Головоногие моллюски.

45

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

46

Класс Паукообразные.

47

Класс Насекомые.

48

Многообразие насекомых. Лабораторная работа № 23  «Изучение внешнего строения насекомого»

49

Обобщающий урок   «Разнообразие и роль членистоногих в природе».

50

Тип Хордовые.

51

Строение и жизнедеятельность рыб. Лабораторная работа № 24 «Изучение внешнего строения рыбы»

52

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб.

53

Класс Земноводные.

54

Класс Пресмыкающиеся.

55

Класс Птицы. Лабораторная работа  № 25 «Изучение внешнего строения птицы»

56

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.

57

Класс Млекопитающие, или Звери.

58

Многообразие зверей.

59

Домашние млекопитающие.

60

Контрольная работа № 4«Многообразие животного мира»

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3ч)

61

Этапы эволюции органического мира. 

62

Освоение суши растениями и животными. 

63

Охрана растительного и животного мира.

Глава 5. Экосистемы (4ч)

64

Экосистема.

65

Среда обитания организмов. Экологические факторы.

66

Межвидовые отношения.

67

Искусственные экосистемы.

68

Итоговая диагностическая контрольная работа № 5 «Животные»

 

Тематическое планирование по биологии 8 класс

Количество часов:  68_

Программа:  Биология. Рабочие программы  предметной линии  учебников «Линия жизни». 5—9 классы:  учеб.  пособие для общеобразовательных организаций / В. В. Пасечник и др. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с. под ред. В. В. Пасечника

Учебник:   Биология 8 класс  /В.В. Пасечник,  А.А. Каменский,  Г.Г. Швецов. – М.: Просвещение, 2014.

 

№ п/п

Тема

РАЗДЕЛ   Введение.  (3ч)

1

Контрольная работа № 1. Срез остаточных знаний за 7 класс. Науки о человеке и их методы

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

3

Происхождение и эволюция человека

ГЛАВА 1. Общий обзор организма человека (3 ч)

4

Строение организма человека. Лабораторная работа №1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека»

5

Строение организма человека

6

Регуляция процессов жизнедеятельности. Гомеостаз.

ГЛАВА 2. Опора и движение (7ч)

7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей. Лабораторная работа №2«Изучение микроскопического строения кости»

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

10

Строение и функции скелетных мышц

11

Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа №3«Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

12

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

13

Контрольная работа № 2«Опора и движение».

ГЛАВА 3. Внутренняя среда организма (4ч)

14

Состав внутренней среды организма и её функции

15

Состав крови. Постоянство внутренней средыЛабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови»

16

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

17

Иммунитет. Нарушение иммунной системы человека. Вакцинация.

ГЛАВА 4. Кровообращение и лимфообращение (4ч)

18

Органы кровообращение. Строение и работа сердца

19

Сосудистая система. Лимфообращение.  Лабораторная работа №5«Измерение кровяного давления»

20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении

21

Обобщение по теме: «Внутренняя среда организма, кровообращение и лимфообращение»

ГЛАВА 5. Дыхание. (5ч)

22

Дыхание и его значение.

23

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких

24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Лабораторная работа № 6«Определение частоты дыхания»

25

Заболевания органов дыхания. Их профилактика. Реанимация.

26

Обобщение по теме: «Дыхание»

ГЛАВА 6.  Питание (6ч)

27

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции

28

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

29

Пищеварение в желудке и в кишечнике

30

Всасывание питательных веществ в кровь

31

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

32

Обобщение по теме: «Питание». Контрольн6ая работа за 1 полугодие № 3

Глава 7. «Обмен веществ и превращение энергии» (5ч)

33

Пластический и энергетический обмен

34

Ферменты и их роль в организме человека

35

Витамины и их роль в организме человека

36

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ

37

Контрольная работа № 4«Обмен веществ и превращение энергии»

Глава8. Выделение продуктов обмена. (2ч)

38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

39

Заболевания органов мочевыделения

Глава9. Покровы тела человека (4ч)

40

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи

41

Болезни и травмы кожи

42

Гигиена кожных покровов

43

Обобщение по теме: «Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека»

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8ч)

44

Железы внутренней секреции и их функции

45

Работа эндокринной системы и её нарушения

46

Строение нервной системы и её значение

47

Спинной мозг

48

Головной мозг

49

Вегетативная нервная система. Лабораторная работа № 7«Штриховое раздражение кожи»

50

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение

51

Обобщение по теме: «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5ч)

52

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор

53

Слуховой анализатор

54

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

55

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль

56

Обобщение по теме: «Органы чувств. Анализаторы»

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (5ч)

57

Высшая нервная деятельность. Рефлексы

58

Память и обучение. Лабораторная работа  № 8«Оценка объема кратковременной памяти с помощью теста»

59

Врожденное и приобретенное поведение

60

Сон и бодрствование. Особенности высшей нервной деятельности

61

Итоговая диагностическая контрольная работа № 5

Глава 13. Размножение и развитие человека (4ч)

62

Особенности размножения человека

63

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

64

Беременность и роды

65

Рост и развитие ребёнка после рождения

Глава 14. Человек и окружающая среда (3ч)

66

Социальная и природная среда человека

67

Окружающая среда и здоровье человека

68

Обобщение по теме: « Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда»

 

Тематическое планирование по биологии  в 9 классе

Количество часов:  68

Программа:  Биология. Рабочие программы  предметной линии  учебников «Линия жизни». 5—9 классы:  учеб.  пособие для общеобразовательных организаций / В. В. Пасечник и др. — М. : Просвещение, 2018. — 128 с. под ред. В. В. Пасечника

Учебник:   Биология 9  класс /В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2014

 

№ п/п

Тема

Введение. Биология в системе наук (2 ч)

1

Контрольная работа № 1. Срез остаточных знаний за 8 класс.Биология как наука.

2

Методы биологических исследований. Значение биологии.

Глава 1. Основы цитологии – науки о клетке (14 ч)

3

Цитология–наука о клетке

4

Клеточная теория

5

Химический состав клетки

6

Белки

7

Нуклеиновые кислоты

8

Строение клетки

9

Особенности клеточного строения организмов. Лабораторная работа № 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

10

Вирусы

11

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

12

Фотосинтез

13

Биосинтез белков

14

Генетический код и матричный принцип биосинтеза белков

15

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке.

Лабораторная работа № 2 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

16

Контрольная работа № 2  «Основы цитологии»

Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

17

Формы размножения организмов

18

Бесполое размножение. Митоз

19

Половое размножение. Мейоз

20

Индивидуальное размножение организмов (онтогенез)

21

Влияние факторов внешней среды на онтогенез

22

Контрольная работа № 3«Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Глава 3. Основы генетики (11 ч)

23

Генетика как отрасль биологической науки

24

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип

25

Закономерности наследования

26

Практикум № 1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

27

Практикум № 2. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

28

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола

29

Основные формы изменчивости.

30

Комбинативная изменчивость

31

Фенотипическая изменчивость. Лабораторная работа № 3 «Описание фенотипов растений»

32

Контрольная работа № 4   «Основы генетики»

33

Лабораторная работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой»

Глава 4. Генетика человека (2 ч)

34

Методы изучения наследственности человека. Практикум № 3 «Составление родословных»

35

Генотип и здоровье человека

Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (3ч )

36

Основы селекции

37

Достижения мировой и отечественной селекции

38

Биотехнология: достижения и перспективы развития

Глава 6. Эволюционное учение (9 ч )

39

Учение об эволюции органического мира

40

Теория Ч. Дарвина

41

Вид. Критерии вида.

42

Популяционная структура вида.

43

Видообразование.

44

Борьба за существование и естественный отбор –движущие силы эволюции.

45

Адаптации как результат естественного отбора.

46

Современные проблемы эволюции. Урок –семинар.

47

Контрольная работа № 5 «Эволюционное учение»

Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле  (6 ч)

48

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

49

Органический мир как результат эволюции

50

История развития органического мира

51

История развития органического мира

52

Происхождение и развитие жизни на Земле. Урок –семинар.

53

Контрольная работа № 6 «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (12 ч)

54

Экология как наука. Лабораторная работа № 5 «Изучение приспособленностей организмов к определенной среде обитания»

55

Влияние экологических факторов на организмы.Лабораторная работа № 6 «Строение растений в связи с условиями жизни»

56

Экологическая ниша. Лабораторная работа № 7 «Описание экологической ниши организма»

57

Структура популяций

58

Типы взаимодействия популяций разных видов

59

Итоговая диагностическая контрольная работа № 7

60

Экосистемная организация природы.

61

Структура экосистем.

62

Поток энергии и пищевые цепи.

63

Искусственные экосистемы. Лабораторная работа № 8 «Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме на примере аквариума»

64

Экологические проблемы современности. Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе»

 

Меню

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?