Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Министерство просвещения Российской Федерации

 

Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Химия» составлена на основе планируемых результатов, представленных в ООП ООО МБУ «Зиминский лицей»

Разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе программы по химии (автор программыО.С. Габриелян, С.А. Сладкова. Химия 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2019).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. осознаниесвоей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
  2. формированиеответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
  3. формированиецелостной естественно - научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
  4. овладениесовременным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе химическим;
  5. освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
  6. формированиекоммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.

Метапредметные результаты:

  1. определениецелей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
  2. планированиепутей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
  3. соотнесениесвоих действий с планируемыми результатами,осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
  4. определениеисточников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;
  5. использованиеосновных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщение и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно – научного содержания;
  6. умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и познавательной практике и профессиональной ориентации;
  8. генерированиеидей и определение средств, необходимых для их реализации.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твёрдых. Жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,»химическая реакция», используя знаковую систему химии;
  • раскрывать смысл законов сохранения массы вещества, постоянство состава, атомно-молекулярной теории;
  • различать химические и физические явления;
  • называть химические элементы;
  • определять состав веществ по их формулам;
  • определять валентность атомов элементов в соединениях;
  • определять тип химической реакции;
  • называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
  • составлять формулы бинарных соединений;
  • составлять уравнения химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
  • вычислять количество. Объём или массу вещества по количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции;
  • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
  • распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород и водород;
  • получать, собирать кислород и водород;
  • раскрывать смысл закона Авогадро;
  • раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакций», «молярный объём»;
  • характеризовать физические и химические свойства воды;
  • раскрывать смысл понятия «раствор»;
  • вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;
  • приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
  • называть соединения изученных классов неорганических веществ;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
  • определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
  • составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
  • распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
  • характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • раскрывать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового)номера химического элемента, номера группы и периода в периодической системе Д.И.Менделеева;
  • объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
  • характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
  • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
  • раскрывать смысл понятий «химическая связь», «электроотрицательность»;
  • характеризовать зависимость химических свойств веществ от типа кристаллической решётки;
  • определять вид химической связи в неорганических веществах;
  • изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
  • раскрывать смысл понятий «ион», «катион». «анион». «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «восстановитель», «степень окисления», «окисление», «восстановление»;
  • определять степень окисления атомов элементов в соединениях;
  • раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
  • объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
  • составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;
  • проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
  • определять окислитель и восстановитель;
  • составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций;
  • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
  • классифицировать реакции по различным признакам;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
  • проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа и аммиака;
  • характеризовать взаимосвязь между составом. Строением и свойствами металлов;
  •  называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
  • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
  • определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
  • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
  • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др

Содержание  курса  химии

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. (20 часов)

      Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородосодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.

      Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту. Обратимости, изменению степени окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.

   Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.

  Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

   Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.

  Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.

  Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.

  Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами.кислых солей со щелочами.

  Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (рН).

 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.

Практические работы

1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

Неметаллы и их соединения (35 часов)

Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности.  Кристаллические решётки неметаллов – простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.

Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.

Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.

 Общая характеристика элементовVIА-группы.  Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.

 Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.

 Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит- ион.

 Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.

Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основными и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат – ион.

 Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применения азота. Азот в природе и его биологическая роль.

 Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение.  Качественная реакция на катион аммония.

Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.

Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.

 Общая характеристика элементовIVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.

Оксид углерода (II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода (IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты, гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.

 Органическая химия. Углеводороды.

Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.

    Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.

              Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и её соли.

            Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.

            Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.

            Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм. Технологическая схема.

1. Практические работы

2. Изучение свойств соляной кислоты.

3. Изучение свойств серной кислоты

4. Получение аммиака и изучение его свойств

5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ионы.

Металлы и их соединения (23 часа)

 Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.

Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.

 Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.

 Общая характеристика элементов IIА- группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных  металлов, их значение в природе и жизни человека.  Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.

 Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.

 Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия(хлорид и сульфат).

 Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа (II) и   (III). Соли железа (II) и   (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.

 Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.

Практические работы

6. Жёсткость воды и способы её устранения

7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

Химия и окружающая среда. (4 часа)

     Строение земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые

    Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».

Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену. (13 часов)

      Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.

      Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.

    Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородосодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.

 

 

 

Тематическое планирование по химии

Количество часов:  102

Программа: Химия.. Предметная линия учеб 8-9 классы: рабочая программа к линии УМК  О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова.: учебное пособие / О.С.Габриелян, С.А. Сладков. – 2-е изд. –   М : Просвещение, 2020.

Учебник:   Химия. 9 класс: / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2019.

При переходе с учебника 8 класса издательства «Дрофа» на учебник 9 класса издательства «Просвещение» авторы рекомендуют объединить темы: Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции и Химические реакции в растворах. в одну тему. Тема химические реакции в растворах изучалась в 8 классе, поэтому она войдёт в раздел повторение.

Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции в растворе.  (20 ч.)

1.

Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы

2

Амфотерность

3

Амфотерность

4

Открытие Д.И.Менделеевым  периодического закона

5

Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атома

6

Характеристика элемента по его положению в периодической системе.

7

Классификация химических реакций по различным признакам

8

Окислительно – восстановительные реакции

9

Окислительно – восстановительные реакции

10

Окислительно – восстановительные реакции

11

Понятие о скорости химических реакций.

12

Катализ.

13

Химические реакции кислот в растворах

14

Химические реакции оснований в растворах

15

Химические реакции солей в растворах

16

Гидролиз солей

17

Гидролиз солей

18

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»

19

Повторение и обобщение темы.

20

Контрольная работа №1 по теме Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции в растворе.

Неметаллы и их соединения (35 ч)

1 (21)

Общая характеристика неметаллов

2 (22)

Общая характеристика неметаллов

3 (23)

Общая характеристика элементов VIIА- группы – галогенов

4 (24)

Соединения галогенов

5 (25)

Практическая работа № 2. Изучение свойств соляной кислоты.

6 (26)

Общая характеристика элементов VIА-группы – халькогенов.

7 (27)

Сера

8 (28)

Сероводород и сульфиды

9(29)

Оксиды серы

10 (30)

Кислородосодержащие кислоты серы и их соли

11 (31)

Практическая работа № 3. Изучение свойств серной кислоты

12 (32)

Общая характеристика химических элементов VА-группы

13 (33)

Азот

14 (34)

Аммиак

15 (35)

Практическая работа № 4 Получение аммиака и изучение его свойств

16 (36)

Соли аммония

17 (37)

Оксиды азота

18 (38)

Кислородосодержащие кислоты азота и их соли

19 (39)

Фосфор.

20 (40)

Соединения фосфора

21 (41)

Общая характеристика элементов IVА-группы.

22 (42)

Углерод.

23 (43)

Оксиды углерода

24 (44)

Практическая работа № 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

25 (45)

Угольная кислота и её соли

26 (46)

Углеводороды

27 (47)

Углеводороды

28 (48)

Кислородосодержащие органические соединения

29 (49)

Кислородосодержащие органические соединения.

30 (50)

Кремний и его соединения

31 (51)

Силикатная промышленность

32 (52)

Получение неметаллов.

33 (53)

Получение важнейших химических соединений неметаллов

34 (54)

Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения»

35 (55)

Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы и их соединения»

 

Металлы и их соединения (23 ч.)

1 (56)

Общая характеристика металлов

2 (57)

Химические свойства металлов

3(58)

Общая характеристика элементов IА-группы

4 (59)

Общая характеристика элементов IА-группы

5 (60)

Общая характеристика элементов IIА- группы

6 (61)

Общая характеристика элементов IIА- группы

7 (62)

Жёсткость воды и способы её устранения

8 (63)

Практическая работа № 6. Жёсткость воды и и способы её устранения

9 (64)

Алюминий

10 (65)

Соединения алюминия

11 (66)

Железо

12 (67)

Соединения железа (II)

13 (68)

Соединения железа (III)

14 (69)

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»

15 (70)

Коррозия металлов и способы защиты от неё

16 (71)

Коррозия металлов и способы защиты от неё

17 (72)

Металлы в природе.

18 (73)

Понятие о металлургии

19 (74)

Понятие о металлургии

20 (75)

Обобщение знаний по теме «Металлы»

21 (76)

Обобщение знаний по теме «Металлы»

22 (77)

Обобщение знаний по теме «Металлы»

23 (78)

Контрольная работа 3 по теме  «Металлы»

Химия и окружающая среда (4 ч.)

1 (79)

Химический состав планеты Земля

2 (80)

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

3 (81)

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

4 (82)

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (13 ч.)

1 (83)

Вещества

2 (84)

Вещества

3 (85)

Химические реакции

4 (86)

Химические реакции

5 (87)

Химические свойства простых веществ

6 (88)

Химические  свойства простых веществ

7 (89)

Химические свойства оксидов, гидроксидов и солей

8 (90)

Химические свойства оксидов, гидроксидов и солей

9 (91)

Амфотерные оксиды и гидроксиды

10(92)

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе

11 (93)

Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе

12 (94)

Контрольная работа 4 (по курсу основной школы)

13 (95)

Анализ контрольной работы. Подведение итогов года

Резервное время – 7 часов

     

 

 

 

Меню

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?