Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Химия» составлена на основе планируемых результатов, представленных в ООП ООО МБУ «Зиминский лицей»
Разработана в соответствии с ФГОС ООО, на основе программы по химии (автор программыО.С. Габриелян, С.А. Сладкова. Химия 8-9 класс. – М.: Просвещение, 2019).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознаниесвоей этнической принадлежности, знание истории химии и вклада российской химической науки в мировую химию;
- формированиеответственного отношения к познанию химии; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе изученных фактов, законов и теорий химии; осознанного выбора и построение индивидуальной образовательной траектории;
- формированиецелостной естественно - научной картины мира, неотъемлемой частью которой является химическая картина мира;
- овладениесовременным языком, соответствующим уровню развития науки и общественной практики, в том числе химическим;
- освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в социуме, природе и частной жизни на основе экологической культуры и безопасного обращения с веществами и материалами;
- формированиекоммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, связанных с химией.
Метапредметные результаты:
- определениецелей собственного обучения, постановка и формулирование для себя новых задач;
- планированиепутей достижения желаемого результата обучения химии как теоретического, так и экспериментального характера;
- соотнесениесвоих действий с планируемыми результатами,осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий при выполнении лабораторных и практических работ в соответствии с правилами техники безопасности;
- определениеисточников химической информации, получение и анализ её, создание информационного продукта и его презентация;
- использованиеосновных интеллектуальных операций: анализа и синтеза, сравнения и систематизации, обобщение и конкретизации, выявление причинно-следственных связей и построение логического рассуждения и умозаключения (индуктивного, дедуктивного и по аналогии) на материале естественно – научного содержания;
- умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и познавательной практике и профессиональной ориентации;
- генерированиеидей и определение средств, необходимых для их реализации.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твёрдых. Жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность»,»химическая реакция», используя знаковую систему химии;
- раскрывать смысл законов сохранения массы вещества, постоянство состава, атомно-молекулярной теории;
- различать химические и физические явления;
- называть химические элементы;
- определять состав веществ по их формулам;
- определять валентность атомов элементов в соединениях;
- определять тип химической реакции;
- называть признаки и условия протекания химических реакций;
- выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
- составлять формулы бинарных соединений;
- составлять уравнения химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
- вычислять количество. Объём или массу вещества по количеству, объёму, массе реагентов или продуктов реакции;
- характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
- распознавать опытным путём газообразные вещества: кислород и водород;
- получать, собирать кислород и водород;
- раскрывать смысл закона Авогадро;
- раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакций», «молярный объём»;
- характеризовать физические и химические свойства воды;
- раскрывать смысл понятия «раствор»;
- вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе;
- приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- называть соединения изученных классов неорганических веществ;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
- определять принадлежность веществ к определённому классу соединений;
- составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
- проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
- распознавать опытным путём растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
- характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
- раскрывать смысл Периодического закона Д.И.Менделеева;
- объяснять физический смысл атомного (порядкового)номера химического элемента, номера группы и периода в периодической системе Д.И.Менделеева;
- объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
- составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева;
- раскрывать смысл понятий «химическая связь», «электроотрицательность»;
- характеризовать зависимость химических свойств веществ от типа кристаллической решётки;
- определять вид химической связи в неорганических веществах;
- изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
- раскрывать смысл понятий «ион», «катион». «анион». «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «восстановитель», «степень окисления», «окисление», «восстановление»;
- определять степень окисления атомов элементов в соединениях;
- раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
- объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
- составлять полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена;
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
- определять окислитель и восстановитель;
- составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций;
- называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
- классифицировать реакции по различным признакам;
- характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
- проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа и аммиака;
- характеризовать взаимосвязь между составом. Строением и свойствами металлов;
- называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
- оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
- определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
- прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
- составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
- использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др
Содержание курса химии
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. (20 часов)
Бинарные соединения. Оксиды солеобразующие и несолеобразующие. Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислородосодержащие кислоты. Средние, кислые, основные и комплексные соли.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: составу и числу реагирующих и образующихся веществ, тепловому эффекту. Обратимости, изменению степени окисления элементов, образующих реагирующие вещества, агрегатному состоянию реагирующих веществ, использованию катализатора.
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, площадь соприкосновения, наличие катализатора. Катализ.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Классификация ионов и их свойства. Кислоты, основания и соли как электролиты. Их классификация и диссоциация.
Общие химические свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами, оксидами и гидроксидами металлов и солями. Молекулярные и ионные (полные и сокращённые) уравнения реакций. Химический смысл сокращённых уравнений. Условия протекания реакций между электролитами до конца. Ряд активности металлов.
Общие химические свойства щелочей: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями. Общие химические свойства нерастворимых оснований: взаимодействие с кислотами, разложение при нагревании.
Общие химические свойства средних солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами.кислых солей со щелочами.
Гидролиз как обменное взаимодействие солей с водой. Гидролиз соли сильного основания и слабой кислоты. Гидролиз соли слабого основания и сильной кислоты. Водородный показатель (рН).
Свойства кислот, оснований, оксидов и солей в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях.
Практические работы
1.Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
Неметаллы и их соединения (35 часов)
Строение атомов неметаллов и их положение в периодической системе. Ряд электроотрицательности. Кристаллические решётки неметаллов – простых веществ. Физические свойства неметаллов. Общие химические свойства неметаллов: окислительные и восстановительные.
Галогены, строение их атомов и молекул. Физические и химические свойства галогенов. Закономерности изменения свойств галогенов в зависимости от их положения в периодической системе. Нахождение галогенов в природе и их получение. Биологическое значение и применение галогенов.
Галогеноводороды и соответствующие им кислоты: плавиковая, соляная, бромоводородная, иодоводородная. Галогениды. Качественные реакции на галогенид-ионы. Применение соединений галогенов.
Общая характеристика элементовVIА-группы. Сера в природе и её получение. Аллотропные модификации серы и их свойства. Химические свойства серы и её применение.
Сероводород: строение молекулы, физические и химические свойства, получение и значение. Сероводородная кислота. Сульфиды и их значение. Люминофоры.
Оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфиты. Качественная реакция на сульфит- ион.
Оксид серы (VI), серная кислота, сульфаты. Кристаллогидраты.
Серная кислота как сильный электролит. Свойства разбавленной серной кислоты как типичной кислоты: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основными и амфотерными гидроксидами, солями. Качественная реакция на сульфат – ион.
Общая характеристика элементов VА-группы. Азот, строение его атома и молекулы. Физические и химические свойства и применения азота. Азот в природе и его биологическая роль.
Аммиак, строение молекулы и физические свойства. Аммиачная вода, нашатырный спирт, гидрат аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи в катионе аммония. Восстановительные свойства аммиака. Соли аммония и их применение. Качественная реакция на катион аммония.
Оксиды азота: несолеобразующие и кислотные. Азотистая кислота и нитриты. Азотная кислота, её получение и свойства. Нитраты.
Фосфор, строение атома и аллотропия. Фосфиды. Фосфин. Оксид фосфора (V) и фосфорная (ортофосфорная) кислота. Фосфаты.
Общая характеристика элементовIVА-группы: особенности строения атомов, простых веществ и соединений в зависимости от положения элементов в периодической системе. Углерод. Аллотропные модификации: алмаз, графит. Аморфный углерод: сажа, активированный уголь. Адсорбция. Химические свойства углерода. Коксохимическое производство и его продукция. Карбиды.
Оксид углерода (II): строение молекулы, получение и свойства. Оксид углерода (IV): строение молекулы, получение и свойства. Угольная кислота. Соли угольной кислоты: карбонаты, гидрокарбонаты. Техническая и пищевая сода.
Органическая химия. Углеводороды.
Метан, этан и пропан как предельные (насыщенные) углеводороды. Этилен и ацетилен как непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Структурные формулы веществ. Горение углеводородов. Реакции дегидрирования предельных углеводородов.
Спирты. Этиловый спирт, его получение, применение и физиологическое действие. Трёхатомный спирт глицерин. Уксусная кислота как представитель карбоновых кислот.
Кремний: строение атома и нахождение в природе. Силициды и силан. Свойства кремния. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и её соли.
Производство стекла и цемента. Продукция силикатной промышленности: оптическое волокно, керамика, фарфор, фаянс.
Неметаллы в природе. Фракционная перегонка жидкого воздуха как способ получения кислорода, азота и аргона. Получение фосфора, кремния, хлора, иода. Электролиз растворов.
Получение серной кислоты: сырьё, химизм, технологическая схема, метод кипящего слоя, принципы теплообмена, противотока и циркуляции. Олеум. Производство аммиака: сырьё, химизм. Технологическая схема.
1. Практические работы
2. Изучение свойств соляной кислоты.
3. Изучение свойств серной кислоты
4. Получение аммиака и изучение его свойств
5. Получение углекислого газа. Качественная реакция на карбонат- ионы.
Металлы и их соединения (23 часа)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение атомов и кристаллов металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка. Физические свойства металлов: электро- и теплопроводность, отражающая способность, пластичность. Чёрные и цветные металлы.
Металлы как восстановители. Электрохимический ряд напряжений. Взаимодействие металлов с неметаллами, оксидами, кислотами, солями. Алюминотермия.
Общая характеристика элементов IА-группы. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. Важнейшие соли щелочных металлов, их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика элементов IIА- группы. Оксиды и гидроксиды щелочноземельных металлов, их получение, свойства и применение. Важнейшие соли щелочноземельных металлов, их значение в природе и жизни человека. Карбонаты и гидрокарбонаты кальция.
Временная и постоянная жёсткость воды. Способы устранения временной жёсткости. Способы устранения постоянной жёсткости.
Соединения алюминия в природе. Химические свойства алюминия. Особенности оксида и гидроксида алюминия как амфотерных соединений. Важнейшие соли алюминия(хлорид и сульфат).
Особенности строения атома железа. Железо в природе. Важнейшие руды железа. Получение чугуна и стали. Оксиды и гидроксиды железа (II) и (III). Соли железа (II) и (III). Обнаружение катионов железа в растворе. Значение соединений железа.
Коррозия газовая (химическая) и электрохимическая. Защита металлов от коррозии. Металлы в природе. Понятие о металлургии. Чёрная и цветная металлургия. Пирометаллургия, гидрометаллургия, электрометаллургия. Доменный процесс. Переработка чугуна в сталь. Электролиз расплавов.
Практические работы
6. Жёсткость воды и способы её устранения
7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Химия и окружающая среда. (4 часа)
Строение земли: ядро, мантия, земная кора, литосфера, гидросфера, атмосфера. Химический состав земли. Горные породы. Минералы. Руды. Осадочные горные породы. Полезные ископаемые
Источники химического загрязнения окружающей среды. Глобальные экологические проблемы человечества: нарушение биогеохимических круговоротов химических элементов, потепление климата, кислотные дожди и др. Озоновые дыры. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды от химического загрязнения. «Зелёная химия».
Обобщение знаний по химии курса основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену. (13 часов)
Строение атома в соответствии с положением химического элемента в периодической системе. Строение вещества: химическая связь и кристаллическая решётка. Зависимость свойств образованных элементами простых веществ (металлов, неметаллов, благородных газов) от положения элементов в периодической системе. Типология неорганических веществ, разделение их на классы и группы. Представители.
Признаки и условия протекания химических реакций. Типология химических реакций по различным признакам. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
Химические свойства простых веществ. Характерные химические свойства солеобразующих оксидов, гидроксидов (оснований, кислородосодержащих кислот и амфотерных гидроксидов), солей.
Тематическое планирование по химии
Количество часов: 102
Программа: Химия.. Предметная линия учеб 8-9 классы: рабочая программа к линии УМК О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова, С.А. Сладкова.: учебное пособие / О.С.Габриелян, С.А. Сладков. – 2-е изд. – М : Просвещение, 2020.
Учебник: Химия. 9 класс: / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А.Сладков. – М. : Просвещение, 2019.
При переходе с учебника 8 класса издательства «Дрофа» на учебник 9 класса издательства «Просвещение» авторы рекомендуют объединить темы: Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции и Химические реакции в растворах. в одну тему. Тема химические реакции в растворах изучалась в 8 классе, поэтому она войдёт в раздел повторение.
Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции в растворе. (20 ч.) |
||
1. |
Естественные семейства химических элементов. Элементы металлы и неметаллы |
|
2 |
Амфотерность |
|
3 |
Амфотерность |
|
4 |
Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона |
|
5 |
Периодический закон и периодическая система элементов в свете учения о строении атома |
|
6 |
Характеристика элемента по его положению в периодической системе. |
|
7 |
Классификация химических реакций по различным признакам |
|
8 |
Окислительно – восстановительные реакции |
|
9 |
Окислительно – восстановительные реакции |
|
10 |
Окислительно – восстановительные реакции |
|
11 |
Понятие о скорости химических реакций. |
|
12 |
Катализ. |
|
13 |
Химические реакции кислот в растворах |
|
14 |
Химические реакции оснований в растворах |
|
15 |
Химические реакции солей в растворах |
|
16 |
Гидролиз солей |
|
17 |
Гидролиз солей |
|
18 |
Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» |
|
19 |
Повторение и обобщение темы. |
|
20 |
Контрольная работа №1 по теме Повторение и обобщение сведений по курсу 8 класса. Химические реакции в растворе. |
|
Неметаллы и их соединения (35 ч) |
||
1 (21) |
Общая характеристика неметаллов |
|
2 (22) |
Общая характеристика неметаллов |
|
3 (23) |
Общая характеристика элементов VIIА- группы – галогенов |
|
4 (24) |
Соединения галогенов |
|
5 (25) |
Практическая работа № 2. Изучение свойств соляной кислоты. |
|
6 (26) |
Общая характеристика элементов VIА-группы – халькогенов. |
|
7 (27) |
Сера |
|
8 (28) |
Сероводород и сульфиды |
|
9(29) |
Оксиды серы |
|
10 (30) |
Кислородосодержащие кислоты серы и их соли |
|
11 (31) |
Практическая работа № 3. Изучение свойств серной кислоты |
|
12 (32) |
Общая характеристика химических элементов VА-группы |
|
13 (33) |
Азот |
|
14 (34) |
Аммиак |
|
15 (35) |
Практическая работа № 4 Получение аммиака и изучение его свойств |
|
16 (36) |
Соли аммония |
|
17 (37) |
Оксиды азота |
|
18 (38) |
Кислородосодержащие кислоты азота и их соли |
|
19 (39) |
Фосфор. |
|
20 (40) |
Соединения фосфора |
|
21 (41) |
Общая характеристика элементов IVА-группы. |
|
22 (42) |
Углерод. |
|
23 (43) |
Оксиды углерода |
|
24 (44) |
Практическая работа № 5. Получение углекислого газа и изучение его свойств. |
|
25 (45) |
Угольная кислота и её соли |
|
26 (46) |
Углеводороды |
|
27 (47) |
Углеводороды |
|
28 (48) |
Кислородосодержащие органические соединения |
|
29 (49) |
Кислородосодержащие органические соединения. |
|
30 (50) |
Кремний и его соединения |
|
31 (51) |
Силикатная промышленность |
|
32 (52) |
Получение неметаллов. |
|
33 (53) |
Получение важнейших химических соединений неметаллов |
|
34 (54) |
Обобщение по теме «Неметаллы и их соединения» |
|
35 (55) |
Контрольная работа 2 по теме «Неметаллы и их соединения» |
|
Металлы и их соединения (23 ч.) |
||
1 (56) |
Общая характеристика металлов |
|
2 (57) |
Химические свойства металлов |
|
3(58) |
Общая характеристика элементов IА-группы |
|
4 (59) |
Общая характеристика элементов IА-группы |
|
5 (60) |
Общая характеристика элементов IIА- группы |
|
6 (61) |
Общая характеристика элементов IIА- группы |
|
7 (62) |
Жёсткость воды и способы её устранения |
|
8 (63) |
Практическая работа № 6. Жёсткость воды и и способы её устранения |
|
9 (64) |
Алюминий |
|
10 (65) |
Соединения алюминия |
|
11 (66) |
Железо |
|
12 (67) |
Соединения железа (II) |
|
13 (68) |
Соединения железа (III) |
|
14 (69) |
Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» |
|
15 (70) |
Коррозия металлов и способы защиты от неё |
|
16 (71) |
Коррозия металлов и способы защиты от неё |
|
17 (72) |
Металлы в природе. |
|
18 (73) |
Понятие о металлургии |
|
19 (74) |
Понятие о металлургии |
|
20 (75) |
Обобщение знаний по теме «Металлы» |
|
21 (76) |
Обобщение знаний по теме «Металлы» |
|
22 (77) |
Обобщение знаний по теме «Металлы» |
|
23 (78) |
Контрольная работа 3 по теме «Металлы» |
|
Химия и окружающая среда (4 ч.) |
||
1 (79) |
Химический состав планеты Земля |
|
2 (80) |
Охрана окружающей среды от химического загрязнения. |
|
3 (81) |
Охрана окружающей среды от химического загрязнения. |
|
4 (82) |
Охрана окружающей среды от химического загрязнения. |
|
Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к основному государственному экзамену (13 ч.) |
||
1 (83) |
Вещества |
|
2 (84) |
Вещества |
|
3 (85) |
Химические реакции |
|
4 (86) |
Химические реакции |
|
5 (87) |
Химические свойства простых веществ |
|
6 (88) |
Химические свойства простых веществ |
|
7 (89) |
Химические свойства оксидов, гидроксидов и солей |
|
8 (90) |
Химические свойства оксидов, гидроксидов и солей |
|
9 (91) |
Амфотерные оксиды и гидроксиды |
|
10(92) |
Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе |
|
11 (93) |
Повторение и обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе |
|
12 (94) |
Контрольная работа 4 (по курсу основной школы) |
|
13 (95) |
Анализ контрольной работы. Подведение итогов года |
|
Резервное время – 7 часов |
||