Рабочая программа на уровень основного общего образования по учебному предмету «Физика» составлена на основе планируемых результатов, представленных в ООП ООО МБОУ «Зиминский лицей». Разработана в соответствии с ФГОС ООО на основе программы по физике (автор программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник, Физика 7-9 класс.:М.: Дрофа, 2017 г)
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
- Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
- Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
- Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
- Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результатыобучения физике в основной школе включают межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия. Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе продолжается работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении физики обучающиеся усовершенствуют приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: •систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; •выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); •заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения физики обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); •выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); •критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;••предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
7 класс
Обучающийся научится:
- правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения
- выполнять измерения физических величин с учетом погрешности
- анализировать свойства тел, явления и процессы
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила
- решать задачи, используя физические законы закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость еѐ распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для еѐ решения, и проводить расчёты.
- использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
- распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объѐма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твѐрдых тел
- различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твѐрдых те.
Обучающийся получит возможность:
- использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах.
8 класс
Обучающийся научится:
- тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход, электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, ядерные реакции синтеза и деления, электрическая сила, силовые линии электрического поля, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость, магнитное поле, магнитные силовые линии, электромагнитное поле, электромагнитные волны, постоянный магнит, магнитный полюс;
- смысл физических величин:
- удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, массовое число, энергия связи, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила;
- смысл физических законов:
- закон сохранения энергии в тепловых процессах, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, закон отражения и преломления света.
Обучающийся получит возможность:
- описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов.
9 класс
Обучающийся научится:
- распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
- описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность,
- анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука;
- различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
- решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела,
- распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
- описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
- анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
- различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
- приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Обучающийся получит возможность:
- собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
- измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
- объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
- применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- решать задачи на применение изученных законов;
- приводить примеры практического использования физических законов;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Определение цены деления измерительного прибора.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
2.Определение размеров малых тел.
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Определение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
7.Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч)
8 класс
Тепловые явления (23 ч)
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
- Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
- Измерение влажности воздуха.
Электрические явления (29 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
- Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
- Измерение мощности и работы тока в электрической
лампе.
Электромагнитные явления (5 ч)
Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9.Сборка электромагнита и испытание его действия.
10.Изучение электрического двигателя постоянного тока
(на модели).
Световые явления (10 ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
11.Получение изображения при помощи линзы.
Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч)
9 класс
Законы взаимодействия и движения тел (34 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. [Искусственные спутники Земли.]1 Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
- Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук (15 ч)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. [Гармонические колебания]. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь Длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. [Интерференция звука].
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Магнитное поле (25 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. [Интерференция света.] Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. [Спектрограф и спектроскоп.] Типы оптических спектров. [Спектральный анализ.] Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Строение атома и атомного ядра (15 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа- и бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
- Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
- Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
- Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение,
излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Итоговая контрольная работа (1 ч) Резервное время (2 ч)
Тематическое планирование по физики
Количество часов 7-8 класс:136
Количество часов 9 класс: 105
Программа:Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А.В. Перышкин, Е.М. Гутник: учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М. : Дрофа, 2017.
Учебник:
Физика 7 класс / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017
Физика 8 класс / А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017
Физика 9 класс /А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017
№ |
Тема |
7 класс |
|
Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 часа) |
|
1 |
Что изучает физика. Некоторые физические термины |
2 |
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин |
3 |
Точность и погрешность измерений. Физика и техника |
4 |
Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
Первоначальные сведения о строении и вещества (6 ч) |
|
5 |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение |
6 |
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» |
7 |
Движение молекул |
8 |
Взаимодействие молекул |
9 |
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел |
10 |
Контрольная работа по теме « Первоначальные сведения о строении вещества» |
Взаимодействие тел (23)ч |
|
11 |
Механическое движение. Равномерное и не- равномерное движение |
12 |
Скорость. Единицы скорости |
13 |
Расчет пути и времени движения |
14 |
Инерция |
15 |
Взаимодействие тел |
16 |
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах |
17 |
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
18 |
Плотность вещества |
19 |
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» |
20 |
Расчет массы и объема тела по его плотности |
21 |
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
22 |
Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
23 |
Сила |
24 |
Явление тяготения. Сила тяжести |
25 |
Сила упругости. Закон Гука |
26 |
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела |
27 |
Сила тяжести на других планетах |
28 |
Динамометр Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
29 |
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил |
30 |
Сила трения. Трение покоя |
31 |
Трение в природе и технике Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения скольжения и силы трения качания с помощью динамометра» |
32 |
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил» |
33 |
Контрольная работа по темам «Вес тела», « Графическое изображение сил », « Силы », «Равнодействующая сил» |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) |
|
34 |
Давление. Единицы давления |
35 |
Способы уменьшения и увеличения давления |
36 |
Давление газа |
37 |
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля |
38 |
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
39 |
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
40 |
Сообщающиеся сосуды |
41 |
Вес воздуха. Атмосферное давление |
42 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
43 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
44 |
Манометры |
45 |
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс |
46 |
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело |
47 |
Закон Архимеда |
48 |
Лабораторная работа № 8 «Плавание в жидкости тел различных плотностей» |
49 |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» |
50 |
Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» |
51 |
Плавание судов. Воздухоплавание |
52 |
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел» |
53 |
Решение задач «Плавание судов. Воздухоплавание » |
54 |
Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Работа и мощность. энергии (13ч) |
|
55 |
Механическая работа. Единицы работы |
56 |
Мощность. Единицы мощности |
57 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге |
58 |
Момент силы |
59 |
Рычаги в технике, быту и природе . Лабораторная работа №10 «Выяснение условия равновесия рычага» |
60 |
Блоки. «Золотое правило» механики |
61 |
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» |
62 |
Центр тяжести тела |
63 |
Условия равновесия тел |
64 |
Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости » |
65 |
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
66 |
Превращение одного вида механической энергии в другой |
67 |
Контрольная работа по теме «Работа. Мощность, энергия» |
68 |
Итоговая контрольная работа |
60 |
Повторение пройденного материала |
70 |
Обобщение материала |
8 класс |
|
Тепловые явления (23ч) |
|
1 |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия |
2 |
Способы изменения внутренней энергии |
3 |
Виды теплопередачи. Теплопроводность |
4 |
Конвекция. Излучение |
5 |
Количество теплоты. Единицы количества теплоты |
6 |
Удельная теплоемкость |
7 |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении |
8 |
Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». |
9 |
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
10 |
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания |
11 |
Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах |
12 |
Контрольная работа по теме «Тепловые явления» |
13 |
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание |
14 |
График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления |
15 |
Решение задач по теме «Нагревание и плавление тел» |
16 |
Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара |
17 |
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации |
18 |
Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты |
19 |
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3«Измерение влажности воздуха». |
20 |
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания |
21 |
Паровая турбина. КПД теплового двигателя |
22 |
Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» |
23 |
Обобщающий урок по теме «Тепловые явления» |
Электрические явления (28ч) |
|
24 |
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел |
25 |
Электроскоп. Электрическое поле |
26 |
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома |
27 |
Объяснение электрических явлений |
28 |
Проводники, полупроводники и непроводники электричества |
29 |
Электрический ток. Источники электрического тока |
30 |
Электрическая цепь и ее составные части |
31 |
Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока |
32 |
Сила тока. Единицы силы тока |
33 |
Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». |
34 |
Электрическое напряжение. Единицы напряжения |
35 |
Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения |
36 |
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления |
37 |
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» |
38 |
Закон Ома для участка цепи |
39 |
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление |
40 |
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения |
41 |
Реостаты. |
42 |
Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом». |
43 |
Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» |
44 |
Последовательное соединение проводников |
45 |
Параллельное соединение проводников |
46 |
Решение задач на тему «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи» |
47 |
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца |
48 |
Конденсатор |
50 |
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители |
51 |
Контрольная работа по темам «Работа и мощность электрического тока», «Закон Джоуля—Ленца», «Конденсатор» |
52 |
Обобщающий урок по теме «Электрические явления» |
Электромагнитные явление (5ч) |
|
53 |
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии |
54 |
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение Лабораторная работа №9 Сборка электромагнита и испытание его действия» |
55 |
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли |
56 |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». |
57 |
Контрольная работа по теме «Электромагнитные явления» |
Световые явления (10)ч |
|
58 |
Источники света. Распространение света |
59 |
Видимое движение светил |
60 |
Отражение света. Закон отражения света |
61 |
Плоское зеркало |
62 |
Линзы. Оптическая сила линзы |
63 |
Изображения даваемые линзой |
64 |
Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» |
65 |
Решение задач на законы отражения и преломления света, построение изображений, полученных с помощью плоского зеркала, собирающей и рассеивающей линз |
66 |
Построение изображений полученных с помощью линз |
67 |
Глаз и зрение Кратковременная контрольная работа |
68 |
Итоговая контрольная работа |
69 |
Повторение |
70 |
Обобщение |
9 класс |
|
Законы взаимодействия и движения тел (34 ч) |
|
1 |
ТБ. Материальная точка. Система отсчета. |
2 |
Перемещение |
3 |
Определение координаты движущегося тела |
4 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении |
5 |
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение |
6 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
7 |
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
8 |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
9 |
Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» |
10 |
Относительность движения |
11 |
Самостоятельная работа |
12 |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. |
13 |
Второй закон Ньютона |
14 |
Решение задач. |
15 |
Третий закон Ньютона |
16 |
Движение связанных тел |
17 |
Решение задач |
18 |
Свободное падение тела |
19 |
Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения» |
20 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость |
21 |
Решение задач |
22 |
Закон всемирного тяготения |
23 |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах |
24 |
Решение задач |
25 |
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности. С постоянной по модулю скоростью. |
26 |
Решение задач |
27 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
28 |
Решение задач |
29 |
Реактивное движение. Ракеты |
30 |
Решение задач |
31 |
Вывод закона сохранения механической энергии |
32 |
Решение задач |
33 |
Обобщающий урок |
34 |
Контрольная работа №1 по теме «Законы взаимодействия и движения тел» |
Механические колебания и волны. Звук (15 ч) |
|
35 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Колебательные движения. Свободные колебания |
36 |
Величины, характеризующие колебательное движение |
37 |
Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины» |
38 |
Решение задач |
39 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания |
40 |
Резонанс |
41 |
Распространение колебаний в среде. Волны |
42 |
Длина волны. Скорость распространения волны |
43 |
Источники звука. Звуковые колебания |
44 |
Высота и тембр звука. Громкость звука |
45 |
Распространение звука. Звуковые волны |
46 |
Отражение звука. Звуковой резонанс |
47 |
Контрольная работа №2 «Механические колебания и волны. Звук» |
48 |
Анализ контрольной работы |
49 |
Обобщающее-повторительный урок |
Электромагнитное поле (16 ч) |
|
50 |
Магнитное поле |
51 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
52 |
Решение задач |
53 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки |
54 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
55 |
Решение задач |
56 |
Решение задач |
57 |
Самостоятельная работа |
58 |
Явление электромагнитной индукции |
59 |
Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции |
60 |
Решение задач |
61 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца |
62 |
Явление самоиндукции |
63 |
Решение задач |
64 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
65 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны |
66 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
67 |
Принципы радиосвязи и телевидения |
68 |
Электромагнитная природа света |
69 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел |
70 |
Типы оптических спектров. Лабораторная работа №5«Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» |
71 |
Решение задач |
72 |
Поглощениеи испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров |
73 |
Обобщающе-повторительный урок |
74 |
Контрольнаяработа№4 по теме «Электромагнитное поле» |
75 |
Анализ контрольной работы №4 |
Строение атома и атомного ядpa (11 ч) |
|
76 |
Радиоактивность. Модели атома |
77 |
Радиоактивные превращения атомных ядер |
78 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
79 |
Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
80 |
Открытие протона и нейтрона. |
81 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
82 |
Энергия связи. Деффект масс |
83 |
Деление ядер урана. Цепная реакция |
84 |
Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» |
85 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию. |
86 |
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада |
87 |
Термоядерные реакции. |
88 |
Контрольная №4 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» |
89 |
Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада газа находящихся продуктов распада газа радона» |
90 |
Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» |
Строение и эволюция Вселенной (5 ч.) |
|
95 |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы |
96 |
Большие планеты Солнечной системы |
97 |
Малые тела Солнечной системы |
98 |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд |
99 |
Строение и эволюция Вселенной |
100 |
Контрольная работа по теме «Строение и эволюция Вселенной» |
101 |
Обобщающе-повторительный урок |
102 |
Итоговая контрольная работа |
103 |
Повторительно –обобщающий урок |
104 |
Повторительно –обобщающий урок |
105 |
Повторительно –обобщающий урок |