ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В настоящий момент идёт процесс подготовки массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях и наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся в процессе самоопределения.
С ноября 2013 г. МБОУ «Зиминский лицей» участвует в работе проекта ОГАОУ ДПО ИРО «Сетевая модель внутришкольных систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования» с темой «Разработка единой системы диагностики (оценки) развития личностных результатов в процессе самоопределения обучающихся». Одной из задач является разработка процедур, инструментария и критериев оценки личностных результатов.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование;
нравственно-этическая ориентация, исходя из социальных и личностных ценностей.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание мы уделяем готовности и способности учащихся к самоопределению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
Так как 7-9 классы, 12-15 лет – это этап самоопределения и индивидуализации,период наибольшей социальной активности и самоопределения в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, работают в разновозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы предпочтения. Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентации и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности.
Как правило, разные виды внеучебной деятельности связаны с приобретением школьником реального социального опыта. Именно благодаря этим видам деятельности и формируется здесь и сейчас социальный опыт подростка.
Поэтому для отслеживания личностных результатов учащихся на внеурочных мероприятиях была разработана «Карта наблюдения за особенностями личностных результатов учащихся 7-9 классов».
В данной карте представлены три блока:
1. особенности самовыражения ребенка (поведение и эмоции);
2. особенности общения (со взрослыми, со сверстниками, особенности работы в группе);
3. мотивация (особенности мотивов, виды мотивов).
Карта была апробирована на нескольких внеурочных мероприятиях учащихся 7 класса. После чего происходило обсуждение о полученных результатах с теми, кто оценивал мероприятия.
Так как данная карта очень объемная, то целесообразно разбить ее и наблюдать во время внеурочных мероприятий за показателями отдельных блоков. Карта заполняется одним или несколькими экспертами (наблюдателями). Соединив воедино Карты наблюдения можно проследить особенности личностных результатов в целом и их динамику.
Таким образом, выбранные методики помогают выявить особенности личностного развития учащихся и являются частью системы диагностики (оценки) развития личностных результатов учащихся в процессе самоопределения.
Карта наблюдения
за особенностями личностных результатов учащихся _________ класса
Ф.И.О. учителя__________________________________________________________ Дата: ________________________________
Название мероприятии_________________________________________________________________________________________
Форма проведения_____________________________________________________________________________________________
№ п/п |
Ф.И. обуч-ся
Характеристика |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
I. Особенности самовыражения ребенка |
||||||||||||||||||||||
11.1 |
1.Поведение Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Пассивность, замкнутость, безразличие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Беспокойство, возбудимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества опирается на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делает выбор, какой поступок совершить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5 |
Регулирует своё поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.6 |
Оценивает жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносит их с общепринятыми нормами и ценностями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.7 |
Оценивает (поступки) в предложенных ситуациях, отмечает конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1 |
2.Эмоции Положительно окрашенные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Частая смена эмоций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Особенности общения |
||||||||||||||||||||||
3.1 |
3. Особенности общения со взрослыми Непосредственность, искренность, эмоциональная близость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Ощущение дистанции, понимание условной роли учителя, послушание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.3 |
Неприятие роли учителя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 |
4. Особенности общения со сверстниками Личностное общение: Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.2 |
Трудности в становлении контактов, конфликтность, агрессивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.3 |
Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.4 |
Принимаетдругие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.5 |
Деловое общение Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.6 |
Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Особенности работы в группе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.1 |
Пытается организовать детей своей группы, чтобы добиться совместного выполнения задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2 |
Не стремиться работать сообща, предпочитает работать в одиночку |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3 |
Стремиться делать все по-своему, не считаясь с мнением других детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.4 |
Полностью подчиняется другим детям группы, не пытаясь проявить себя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.5 |
Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.6 |
Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.7 |
Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.8 |
Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.9 |
Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Мотивация |
||||||||||||||||||||||
6.1 |
6.Мотивация Особенности мотивов Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.2 |
Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении разнообразными видами деятельности, игрой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.3 |
Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.4 |
Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.5 |
Отсутствие интереса к мероприятию (познавательная пассивность, отсутствие любознательности) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.6 |
Виды мотивов Мотивы достижения успеха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.7 |
Мотивы избегания неудач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.8 |
Мотивы не выражены (альтернативные мотивы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«+» результат достигнут;
«!» находится в стадии формирования;
«–» не достигнут.